Накануне праздника Дня независимости Украины внимание СМИ и общества сосредоточено на новейшей истории страны. Впрочем, не менее интересно не только вопрос того, кем мы были и стали за эти двадцать лет, но и то, кем мы будем через следующие двадцать лет.
Олег Покальчук, 55 лет, социальный психолог.
Ментально что есть Украина?
- Сейчас ментально Украина - это пожилая бабушка, которая только плачет и поет, а сама ничего сделать не может. Я имею в виду не конкретный пол, потому что это никакого значения не имеет. Нет мужеского свободы для труда. К этому следует добавить, что население стареет и физически. Люди не хотят рожать детей, они в этом не видят никакой необходимости, потому населения будет сильно сокращаться. Скорее всего, оно сократится до 35 - 38 млн.
Какие возможные тенденции развития общества?
- Относительно общественной динамики, то основным вектором будет приход поколения, рожденного не в СССР. Сегодня это поколение не имеет опыта совка и уже задает определенную тональность в обществе, но его еще мало физически. Молодежь-это "новые мигранты". Если их будет достаточно много, то они изменят Украину. Как, например, во Франции мусульмане, которых стало довольно много, что те начали влиять на все. Когда этого поколения будет больше 20%, тогда страна начнет приобретать черты современности.
Какие параметры этого развития?
- Состоится безболезненный отказ от исторической ностальгии, я его называю политической никрофилией. Такой отказ не является трендом исключительно XXI века. Еще Вячеслав Липинский в начале ХХ века говорил, что если вы едете на мотоцикле с газетой в кармане, то вы не можете творить казацкие думы о степах, селедку и тому подобное. Впрочем, вы можете с этих мотоциклистов собрать мотострелковый отряд, который может сыграть выдающуюся роль в борьбе за независимость Украины. И они не должны быть одеты в шаровары. Мы это до сих пор не сделали, люди продолжают находиться в ментальном пространстве ре-цитирование фольклора, в том числе и политического.
Через двадцать лет молодые люди будут лишены этого бремени. Например, мое поколение выросло в борьбе с коммунизмом, но все же это коммунизм в себе носит, потому что с ним все время боролись. А мой сын не знает, что это такое и не думает об этом вообще. По большому счету, мы - страна, которая не освободила себя до прихода демократии. Поэтому здесь единственный шанс на спасение - молодое поколение.
Комментарии
4