Религиозные убеждения могут изменить поведение человека таким образом, который теория эволюции не способна предсказать, особенно когда речь идёт о борьбе с болезнью, считает Дэвид Хьюз, эволюционный биолог из Университета штата Пенсильвания (США).
В своем выступлении на конгрессе Европейского общества эволюционной биологии г-н Хьюз и его коллеги сообщили, что ряд главных религий современности появился почти одновременно с широким распространением инфекционных заболеваний. Иными словами, два явления помогли друг другу.
Исследователи отмечают также, что сегодня нечто подобное происходит в Малави — в ответ на эпидемию СПИДа.
Вместе с демографом Дженни Тринитаполи и историком религии Филипом Дженкинсом г-н Хьюз проштудировал соответствующую литературу и обнаружил, что в период с 800 по 200 год до н. э. в плотно заселённых городах полиомиелит, корь, оспа могли убивать до двух третей населения. Примерно в это же время зародился ряд значительных религий (конечно, датировка появления того или иного религиозного течения может быть дана с большой натяжкой: принято считать, что христианство возникло в первом веке, а ислам — в седьмом, но идеологическая платформа этих и других религий складывалась столетиями). Вероучение было разным и по-разному влияло на реакцию людей: одни бежали, другие помогали больным.
Например, в образе Христа большую роль играет его способность исцелять. Другие религии не решились на столь крайнее проявление альтруизма. Так, исламское учение вообще не признаёт существование заразных болезней (вопреки мнению некоторых арабских учёных), поэтому мусульмане не пытаются ни лечить, ни избегать больных, сосредотачиваясь на заботе о членах своей семьи. Иудаизм учит, что жизнь и смерть — в руце Божией, то есть только Бог решает, кого исцелить, а кого нет, поэтому ухаживать неизвестно за кем не имеет смысла.
Исследователи предполагают, что эпидемии могли способствовать формированию религий. "Когда люди чувствуют себя в опасности, они стремятся к объединению", — отмечает Михаэль Блюме, религиовед из Университета Фридриха Шиллера (ФРГ). Г-н Блюме полагает, что при переезде в город рвались прежние социальные связи, людям нужна была новая семья, и религиозная община прекрасно подходила для этой цели.
Комментарии
2