С 18 мая в Украине заработал новый закон о мобилизации. В течение 60 дней все военнообязанные должны обновить данные в ТЦК, ЦНАПах или через мобильное приложение "Резерв+".
В социальных сетях люди пишут, что после начала действия закона - на улицах городов и сел стало меньше мужчин. А глава Николаевской областной военной администрации Виталий Ким сообщил, что мужчины начали увольняться с работ.
Как относятся мужчины из Киева, Полтавы и Тернополя к новому закону - узнавали корреспонденты Gazeta.ua.
РОБОТЫ НЕ ВОЮТ
В Шевченковский районный ТЦК в Киеве после обеда сходятся мужчины. Большинство записалось в электронную очередь, чтобы не стоять часами под военкоматом.
В ожидании своей очереди киевляне прячутся в тени у входа. Время от времени ходят на перекуры к мусорке неподалеку. Некоторые пришли с женами.
32-летний Александр последний раз обновлял данные в 2019 году, тогда же проходил ВЛК, признается.
- Я работаю в автобусном парке. Обновила данные в электронном кабинете и пришла повестка в это же время. Так совпало. Но у меня есть бронь. Сейчас после обновления закона должны ее продлить, - рассказывает мужчина.
Александр рассказывает, что на его предприятии забронированы почти все водители.
- Не знаю, поможет ли новый закон с мобилизацией, - говорит. - Закон правильный и вводимые ограничения - тоже. У нас в стране идет война. Хотелось бы, чтобы она поскорее закончилась.
Из военкомата выходит мужчина с пакетом с документами. Морщинки у глаз выдают усталость.
48-летний Сергей живет в Киевской области. В начале полномасштабной войны вступил в местную территориальную оборону. После освобождения региона от оккупантов местных мужчин отпустили домой и сказали ждать звонка.
Лучше пойти добровольно и попасть в хорошее подразделение
Мужчине не звонили, поэтому он решил после 18 мая пойти в ВСУ добровольцем. Обратился в рекрутинговый центр и смог выбрать подразделение по своему усмотрению, объясняет.
- Для третьей штурмовой я уже стар, а туда берут после сдачи нормативов. Физически не потяну эту бригаду, - говорит Сергей. - Выбранная мной часть сотрудничает с этим военкоматом, поэтому сюда и направили. Все равно поймали бы меня ТЦК. Так лучше пойти добровольно и попасть в хорошее подразделение. Если залезть в интернет, то видно, что между бригадами есть разница - в командирах, вооружении, снабжении. Одним дают и Abrams, и автоматы американские M16, и "Брэдли". А другие - воюют с оружием 1960-1970-х годов. А на подразделение - один пулемет.
К выбору части Сергей подошел ответственно. Выучил всю необходимую информацию в интернете, просмотрел видео и нашел отзывы бойцов о подразделениях. Мужчину берут на фронт водителем, но только после врачебной комиссии узнает, пригоден ли для службы на передовой.
- На счет вооружения в моей бригаде - пять баллов, - добавляет он и шутливо подмигивает. - Но среди моих знакомых много тех, кто идти боится. Я не осуждаю, они не хотят покидать зону комфорта. Большинство не отрицают, что придется идти воевать всем. Но пока не попались на глаза ТЦК, идти сами не спешат. Большой процент людей готовы воевать, но сидят, потому что сидится.
Война продолжается, а роботы за нас воевать не будут, смеется Сергей.
- Если сейчас сюда рашка зайдет, как в Волчанск, то у нас будет то же самое. Они там людей просто расстреляли, - говорит доброволец. - Или погонят, как быдло, в Польшу. Пошлют отрядами на мины. Поэтому лучше пойти воевать за своих, чтобы этого не случилось.
Новый закон, по словам Сергея, не повлияет на проблему с мобилизацией. Все обновят данные и дальше будут сидеть дома.
- Я идти не боялся, но пока не знаю, что меня ждет там, - признается. - В военкомате отнеслись с уважением. Но это вы еще не видели, как к мужчинам относятся на ВЛК. Оно здесь недалеко. Туда уже свозят тех, кого поймали на улице. Забирают мужчин, которые в розыске или не пришли по повестке - и сразу на комиссию. К каждому из них там приставляют полицейского, чтобы не сбежали. За три часа проходят ВЛК, которое я проходил три дня. По несколько человек в день привозят. Но не факт, что их куда-то отправят на передовую, потому что таких много. Иногда привозят алкашей или бомжей, да - для статистики.
СТРАШНО ИДТИ В ТЦК
Вечером 21 мая в центре Полтавы много людей. Мужчины разгуливают компаниями в направлении чуть ли не главной местной достопримечательности - "Белой беседки", с которой открывается волшебный вид на монастырь и большую часть города.
О новых реалиях мобилизации люди говорят коротко: обновляться будем, но не сейчас и только через "Резерв+". Идти в ТЦК мужчины опасаются.
- Не кажется ли вам, что паника по отношению к военкоматам распространяется в стране намеренно? - спрашиваю у полтавчанина 28-летнего Владимира. С девушкой Юлией они пьют кофе напротив главного универмага города - ЦУМа.
- Головой я понимаю, что ролики с бусами и избиениями намеренно масштабируются россиянами в соцсетях. И идет паническая цепная реакция, - отвечает Владимир и зажигает сигарету. - Но пойти в ТЦК мне страшновато. При этом готов обновиться через приложение в телефоне. Не сейчас, а когда он нормально заработает, и там можно будет сформировать электронный военный билет. Обычный я где-то давно посеял. Потому цифровая версия будет идеальным вариантом.
Мужчина широко улыбается вопросу, готов ли пройти после обновления данных ВЛК и при необходимости поехать в учебный центр.
- Не знаю, - отвечает. - Штурмовиком точно себя не вижу. Я шарю в компьютерах. Так, в теории мог бы заниматься техническими работами, дронами управлять.
У театра им. Гоголя останавливается 41-летний Игорь. Берет напрокат самокат.
Никакой агрессии ни ко мне, ни к моим знакомым никогда не было
- Я в Полтаве уже несколько раз с ТЦК сталкивался. На самом деле - обычные, нормальные люди. Если общаться с ним вежливо, то так же будут говорить и с тобой. Никакой агрессии ни ко мне, ни к моим знакомым никогда не было, - начинает разговор. - У меня отсрочка, потому что содержу сам ребенка. Но после 18 мая все равно должен обновить данные. Сделаю это через приложение, но не сейчас. Ибо слышал, что там едва ли не каждому другому выпадает графа "в розыске". Пусть лучше его доделают и устранят баги. И если человек реально в розыске, то пусть через это приложение выплатит штраф, обновит данные и снимет с себя такое клеймо. Не вижу никакого препятствия, чтобы этого не сделать.
- А у меня нет однозначной мысли о новом законе, - присоединяется к разговору мужчина лет 50, проходивший мимо. - С одной стороны - воевать кому-то надо. А с другой - репрессивные методы не выход. Ну не подействует такое в Украине. Только против власти настроит народ. Украинцев нужно мотивировать, а не ограничивать. Тогда и толк будет. Лучше бы вместо этих марафонов - два года крутили бы интервью с военными и продвигали бы идею службы в ВСУ. А так наговорили о кофе в Крыму и конце войны, а потом им - люди виноваты!
ЗАПАД СТРАДАЕТ
В центр Тернополя еду на такси. В выходной день дороги областного центра почти пусты, небольшие пробки есть только перед светофорами на узких улочках. Мало и пешеходов. Люди стали опасаться ТЦК, объясняет водитель Владимир.
- Военные регулярно рейды проводит по городу: ходят по улицам, ставят блокпосты, - говорит таксист. Сунет голову в лобовое стекло, чтобы не пропустить "зеленый". - Почему Запад страдает больше всего от такой мобилизации? Есть же Киев, где много людей.
Владимир не обновлял данные. В ближайшие дни собирается пойти в ЦНАП или зарегистрировать электронный кабинет. Хотя в первые дни полномасштабной войны он выстоял длинную очередь в ТЦК - хотел служить в ВСУ. Но тогда его отправили домой, даже не уточнив данные и не взяв контакты.
Брата забрали в войско через полгода, вспоминает житель Тернополя.
- Сейчас он говорит мне: "Если бы знал, что так будет, то не шел бы", - продолжает. - Потому что и война идет, а каждый думает, как кошелек набить.
Сегодня идти добровольно на фронт мужчина не собирается. Разве отправят принудительно, иронически усмехается.
- Еще подождем, - говорит. - Есть знакомые, которые прячутся - из дома не выходят вообще. В селах беда, пацанов нет. Родители рассказывали, что парня одного забрали прямо среди поля - когда он корову пас.
В эффективность закона о мобилизации Владимир не верит. Убежден, что в Украине нужно объявить войну и забирать в армию абсолютно всех.
- Сейчас же это делают выборочно, - качает головой. - А так бы пошли все вместе. Но сейчас получается, что одни воюют, а другим можно не воевать. А тех, кто на "нуле" еще с деньгами обманывают.
Мобилизационный закон увеличит количество людей, которые выезжают из Украины, добавляет Владимир.
По 7-8 человек ловят каждый день на Закарпатье, вытаскивают из Тисы утопленников
- У меня еще один брат на границе служит. Рассказывает, что по 7-8 человек ловят каждый день в Закарпатье, вытаскивают из Тисы утопленников. Только вот вчера шестерых задержали. Один был с разбитой головой: где-то со скалы упал.
Останавливает авто на Театральной площади. Это - самая популярная локация для отдыха среди горожан. Здесь много ресторанов, кафе, магазинов. Есть парк отдыха с фонтанами. Гармонично в эту тернопольскую картину вписываются балконы старых домов, украшенные цветами.
На площади, по сравнению с другими районами города - людно и шумно. Стоят детские игровые автоматы и аттракционы. Возле одного из них стоит высокий мужчина, придерживая одной рукой детскую коляску.
40-летний Игорь 18 мая поехал обновлять свои данные в соседний Кременец. Прибыл в ТЦК по месту прописки.
- Впечатления двоякие, - улыбается и взглядом ищет дочь, которая бегает по площади. - решил обновиться в первый день действия нового закона. Боялся. Но ко мне относились дружелюбно, говорили на "Вы". Спрашивали, почему долго не приходил и не восстанавливал военный билет, которого у меня не было. Такое отношение там к тем, кто приходит добровольно. Но видел и людей, кого доставили силой. Вот к ним отношение гораздо хуже. А они сидят в панике, лица поникшие…
У Игоря трое детей. Потому имеет право на отсрочку. Несмотря на это, он не уверен, что его не заберут.
- Понаслушивался разного! Слышал, что могут даже силой упаковать и завезти… Такие ситуации в Тернополе есть, - объясняет мужчина. - Моих коллег с работы так забирали - жестко. Теперь знакомые боятся выходить на улицы.
- А как вы лично относитесь к закону о мобилизации? - спрашиваю.
- Не знаю, чего ожидать. Потому что слишком много прав стало у ТЦК, - отвечает. - Как следствие - на этой же площади сейчас на самом деле гораздо меньше людей, чем раньше. Когда-то трудно было пройти свободно.
У фонтана с женой и сыном прогуливается мужчина в военной форме. Имени не называет.
- В новом законе все прекрасно, правильно, - немного шепелявит мужчина. - Если объективно, то так и должно поступать государство. К мужчинам, которые открыто уклоняются от службы - относимся отрицательно. Ибо все мотивированные закончились.
Мужчина воевал на разных направлениях с начала великой войны: выполнял задачи в Киевской, Харьковской, Херсонской, Николаевской областях и на Донбассе. Сейчас идет лечение. После выписки - хочет вернуться на передовую.
- Если снова Россия начнет наступать, то будет новая волна добровольцев, - рассуждает вслух жена военного.
- Может и так, - отвечает воин. - Но для этого нужно, чтобы враг стоял под Киевом. А этого не будет.
ГОТОВЫ ОБНОВИТЬ ДАННЫЕ
По узким улицам ходят работники ТЦК в сопровождении полиции. Мужчин останавливают редко. Однако гражданские видя патруль - меняют направление движения и расходятся в стороны по дворам.
- Я уехал с женой и дочерью из Запорожской области. Спасались от оккупации. Там у нас все осталось. Так почему сейчас должен идти воевать? Кто тогда будет снабжать мою семью? - объясняет свой страх перед ТЦК 38-летний Сергей.
Семья снимает квартиру в Тернополе. Сергей работает дистанционно, поэтому старается редко выходить из дома. До сих пор работников ТЦК на улицах почти не видел.
- А вот вышел и идут, - показывает на патруль. - Буду обновлять данные в электронном кабинете. Если потом вызовут, придется идти… Но справедливости в этой мобилизации нет. В конце концов, если у меня не будет рук и ног, кто поможет?
Большинство из следующих собеседников едины в одном: страну защищать нужно, но идти в ТЦК никто не хочет. Впрочем, люди выражают готовность обновить данные в приложении "Резерв+".
- Буду пробовать через него обновиться, хотя читал, что в программе все повисло, - смеется таксист Юрий, который везет вечером по городу. - Имею статус "ограниченно пригодного" из-за проблем со спиной. Но теперь боюсь, что сочтут пригодным. А если пойду, то уже с концами…
Когда в Тернополе темнеет - жизнь начинает бурлить: рестораны наполняются людьми. С летних площадок заведений слышен смех и громкая музыка. Это все продлится почти до полуночи - пока не начнется комендантский час.
Комментарии