Утром в понедельник пассажиры транзитных автомобилей наблюдают картину: вдоль трассы Умань - Золотоноша в селе Тальянки Черкасской области стоит полсотни людей с плакатами: "Зеленькивську землю - зеленькивчанам". Вот-вот должны перекрывать дорогу. Машины невольно ускоряют ход - боятся, что не успеют проехать. Трассу должны перекрывать крестьяне с Зеленькова. Накануне совет получил сообщение от фермера Пидгрушного. Он предупредил, что 5 мая завезет технику и переделает два земельных участка площадью 17 и 16 гектаров соответственно. Документы на аренду земли ему оформили в областном Госземагентстве. 14 лет эту землю обрабатывали сельские учителя, медики и другие представители социальной сферы. Теперь должны отдать Пидгрушному засеянные и посажены огороды.
- Это не к фермеру Пидгрушному переходит наша земля, - говорит 77-летний пенсионер Виктор Сокуренко. - Это депутат областного совета Александр Коротков захватывает очередной кусок земли. Пидгрушный - его подставное лицо. Я не понимаю, как у одного человека могут быть тысячи гектаров земли, а мне и одного не дают. Имеем там каждый по 99 соток.
- Мы с ноября воюем за эту землю, - говорит уполномоченное лицо крестьян с Зеленькова Галина Лагодзя. - Лично я ездила 23 раза в Черкассы. Провела множество встреч. Предыдущий руководитель Тальновского отделения Госземагентства Руслан Заборский в Черкассах торжественно писал мне расписку, не оформлять нашу землю. Люди скинулись деньгами на оформление документов. И вот 21 апреля мы получаем бумаги, где пишут, что земля официально принадлежит фермеру Пидгрушному. У нас нет другого выхода, как перекрывать трассу. Завтра наши огороды перепашут. В десять люди выйдут на дорогу. Мы еще в четверг сообщили областным властям о нашем мероприятии. Никаких действий никто не принял.
Неподалеку селян стоят исполняющий обязанности первого заместителя председателя РГА Владимир Гречко, председатель Тальновского районного совета Наталья Руснак, начальник милиции Игорь Голота, прокурор района Сергей Зубенко. Время от времени звонят в Черкассы. Там обещают временно приостановить действие приказа на выдачу земли Пидгрушному. В десять распоряжение из Черкасс нет. Крестьяне выходят на дорогу на месте, где нарисовано пешеходный переход. Разворачивают плакаты в сторону Умани. Интенсивно ходят переходом. Движение останавливается. Водители-дальнобойщики останавливают свои фуры и курят на обочине. По всему видно, что они никуда не спешат. Несколько раз к протестующим подъезжают частные легковые автомобили. Просят их пропустить, потому что спешат на работу. Крестьяне неумолимы.
- Мы заранее предупреждали областные власти, а они мер не приняли. Мы полгода мучаемся, а дело не двигается с мертвой точки.
Прокурор Зубенко предупреждает людей об уголовной ответственности за перекрытие дороги. Говорит, что сейчас с черкасского Госземагентства придет бумага, которой приостановят действие приказа о передаче земли Пидгрушному.
- Нет в законе слов о приостановлении приказа. Пусть не приостанавливают, а отменяют, - говорит 42-летний Иван Олейник. Его мать по состоянию здоровья не смогла приехать. Вместо нее приехали двое сыновей.
К протестующим подъезжает черный джип "Сузуки". Водитель просит пропустить его авто.
- У меня женщина беременна, - говорит. - Выйди, пожалуйста. И выходит из машины. Зеленькивци смотрят на ее живот и пропускают.
- Люди, пропустите, у него женщина в положении, - громко говорит какая-то из пенсионерок. - Если бы мы знали, что такое будет с нашей землей делаться, то бы все в положение зашли!
Все смеются.
Какая-то женщина с остановленной машины приближается к группе. Расспрашивает о причинах, которые вывели людей на улицу. Спрашивает, есть ли представители власти. Ей показывают на прокурора.
- Какой это прокурор?, - сомневается. Зубенко подходит к ней. Спрашивает, как ее зовут.
- Елена Васильевна. Я тоже юрист.
Прокурор рассказывает о конфликте крестьян с областным Держземагентсвом. Уверяет, что ни районная милиция, ни власть ни в чем не виноваты.
- Но они предупреждали вас!, - не утихает Елена Васильевна. - Это же не на пустом месте возник конфликт.
В конце концов прокурор показывает ей объездной путь. Она садится в машину и уезжает.
Несколько раз к крестьянам подходит водитель молоковоза. Просит отпустить его на Умань, потому что скиснет молоко. Те не соглашаются. Пропускают только два транзитных автобуса. Впрочем, на третьем останавливаются. Автобус Монастырище - Черкассы, ехавший из Умани, разворачивается. Водителю советуют возвращаться к Легедзиного, а оттуда ехать в объезд на Вишнополь.
За 15 минут к группе подходит исполняющий обязанности первого заместителя председателя Тальновской РГА Гречко. Показывает переданные по электронной почте два приказа руководителя областного Госземагентства Романа Прудкого. Ими приостанавливается передача земли структурам Короткова.
- Завтра 5 мая Роман Иванович прибудет в Зеленьков. Сейчас освободите улицу.
Еще полчаса крестьяне не соглашаются. Боятся, что ночью тракторы Короткова перепашут их огороды. Начальник милиции уверяет, что не допустит этого.
Виктор Сокуренко говорит Гречко:
- Смотри, сынок, мы тебе верим. Но если пробрешешся - жди беды.
В 11:23 трассу освобождают. Люди рассаживаются в свои автомобили. Местные мальчишки, которые наблюдали за происходящим с холма, идут к своим велосипедам. Для них уже ничего интересного сегодня не будет.
Комментарии
3