Ексклюзивы
среда, 03 января 2024 19:00

Спецтема: Война России против Украины

Вот что ждет на войну в Украине в 2024 году

Вот что ждет на войну в Украине в 2024 году
Российская атака ракетами и дронами на Киев 2 января / East News

Мнения в издании Foreign Affairs старшего научного сотрудника по сухопутной войне в британском Королевском институте объединенных служб Джека Уотлинга

После провала в 2023 году наступлений как Украины, так и России, растет нарратив, что война в Украине зашла в тупик. Восприятие неопределенного, но статического конфликта вызывает чувство усталости в столицах партнеров Украины – если ни одна сторона не достигнет существенного прогресса, то статус-кво выглядит стабильным и не требует безотлагательного внимания со стороны мировой политики.

Однако такое восприятие ситуации глубоко ошибочно. Москва и Киев борются за восстановление наступательной боевой мощи. В таком масштабе этот процесс требует времени. Хотя первая половина 2024 года может принести некоторые изменения в контроль над украинской территорией, техника, подготовка личного состава и потери, которые каждая сторона накопит в следующие несколько месяцев, будут определять долгосрочную траекторию войны.

Запад стоит перед выбором - поддержать Украину, чтобы ее лидеры могли защитить свою территорию и подготовиться к наступлению 2025 года или уступить безвозвратное преимущество России

Запад фактически стоит перед решающим выбором - поддержать Украину, чтобы ее лидеры могли защитить свою территорию и подготовиться к наступлению 2025 года или уступить безвозвратное преимущество России.

Неопределенность долгосрочного оказания помощи Украине рискует не только дать России преимущества на поле боя, но и еще больше подбодрит Москву. Это уже подорвало цель подтолкнуть РФ к столу переговоров, поскольку Кремль теперь верит, что может переждать волю Запада. Если в начале 2024 года не примут четких обязательств, решимость Кремля усилится.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Израиль может стать моделью для Украины" – посол Михаил Бродский

То, что США и ЕС сделают в течение следующих шести месяцев, определит одно из двух будущих. Во-первых, Украина может наращивать силы для возобновления наступательных операций и деградации российской военной способности до такой степени, что Киев сможет вступить в переговоры, имея рычаги влияния, чтобы навязать крепкий мир. С другой стороны, дефицит снабжения и обученного персонала погрузит Украину в борьбу на истощение, которая сделает ее еще более истощенной перед лицом окончательного поражения.

Международные партнеры Украины должны помнить, что первый результат желателен не только для украинцев. Необходимо защитить международную норму, что государства не в праве изменять границы силой. Мобилизованная и более смелая Россия представляла бы постоянную угрозу для НАТО, требуя от США держать больше сил сдерживания в Европе. Это ограничило бы способность Штатов размещать силы в Индо-Тихоокеанском регионе и существенно увеличит опасность войны за Тайвань. Запад может выбирать, в каком направлении пойдет история. Но сначала должно признать серьезность решения, с которым сейчас сталкивается.

Нехватка времени на обучение

Если бы наступление украинских войск в 2023 году шло по плану, ВСУ пробили бы российскую "линию Суровикина" в Запорожской области и освободили бы Мелитополь, перерезав дороги, соединяющие Россию с Крымом. В сочетании с операциями МВФ это поставило бы остров в осаду. Эта цель была амбициозной, но достижимой. Главной причиной неудачи было то, что украинские части, предназначенные для наступления, не имели достаточно времени для обучения и подготовки.

В июле 2022 года Соединенное Королевство с другими партнерами Украины приступило к операции Interflex для обучения украинских военных. В то время Киеву остро нужны были дополнительные подразделения для удержания оборонных позиций, поэтому Interflex установил программу обучения на пять недель, отдавая приоритет навыкам, жизненно важным для оборонных операций. Этот пятинедельный режим все еще существует, но миссия принципиально изменилась.

Еще до мая 2023 года было очевидно, что украинские войска недостаточно подготовлены для наступления

Во время Второй мировой войны британские войска считали 22 недели минимальным временем, необходимым для подготовки солдата к пехотному бою. После этого солдаты распределялись по частям и участвовали в коллективной подготовке в батальонах. Еще до мая 2023 года было очевидно, что украинские войска недостаточно подготовлены для наступления и едва успели научиться руководить недавно переданной техникой.

Украинский личный состав также имел слишком мало возможностей для коллективной подготовки. Количество развернутых войск не единственное, что имеет значение во время войны. Эффективность живой силы армии зависит от того, как хорошо малые подразделения координируются, даже если рассредоточены на большой местности. География Украины требует особо квалифицированной координации, потому что линии деревьев мешают подразделениям видеть друг друга. Угроза работы дронов и артиллерии еще больше побуждает к распылению, так что роты часто распределяются почти на 5 км фронта. Местность Запорожской области особенно побуждает командиров к бою отдельными ротами. В этом географическом контексте необходима способность синхронизировать действия вне прямой видимости каждого подразделения, чтобы подразделения могли поддерживать друг друга и использовать преимущества друг друга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украине предлагают израильский аналог гарантий безопасности" - Павел Климкин

Однако коллективная подготовка в украинских военных редко проходила на уровне роты, а потребность быстро укомплектовать новые подразделения привела к тому, что больше всего не хватает опытных офицеров. За время войны численность активного украинского войска выросла в пять раз, а количество подготовленных штабных офицеров не выросло. На театре боевых действий, где украинские офицеры нуждаются в синхронизации широко рассредоточенных маневров с артиллерийским огнем, стаями дронов и эффектами радиоэлектронной борьбы, нехватка офицеров полевого класса означает неспособность провести широкомасштабные операции.

Во время наступления 2023 года украинские операции в основном велись парами рот под пристальным руководством неукомплектованного командного пункта бригады. Результатом стало то, что хотя украинским солдатам часто удавалось захватить позиции противника, им редко удавалось использовать сделанные ими прорывы или быстро укрепить свои достижения. Пришлось останавливаться и планировать, давая российским войскам время перегруппироваться и окопаться. Если украинская армия не сможет расширить масштаб своей деятельности, этот опыт рискует повториться. Однако для должной учебы нужно время.

Лучшая защита – это хорошее нападение

Для повышения эффективности наступательных операций необходимы реформы в подготовке украинских войск. Но лучшая подготовка не снизит потребности Киева в технике. Украинские войска столкнутся с существенным недостатком техники в течение 2024 года. На пике наступления в 2023 году Украина выпускала до 7 тыс. артиллерийских снарядов в день, что давало 80% боевых потерь россиян. Но до конца 2023 года украинские силы стреляли около 2 тыс. снарядов в день. Тем временем российская артиллерийская мощность сократилась, и теперь россияне выпускают около 10 тыс. снарядов в день. Если Украина снова не сможет создать локальные условия артиллерийского превосходства, любые новые наступательные операции приведут к неоправданным потерям украинских войск.

Россию тормозил высокий уровень потерь - до 1 тыс. погибших и раненых в день во время самых тяжелых периодов боев в 2023 году

Не достигнув районов локализованного артиллерийского превосходства, Украине будет тяжело притупить российские атаки. Сейчас Россия разместила на юге Украины около 340 тыс. военных. В течение большей части войны наступательный потенциал этих войск был ограничен материально-техническими ограничениями. Но Россию также тормозил высокий уровень потерь, нанесенных Украиной – до 1 тыс. погибших и раненых в день во время самых тяжелых периодов боев. Большое количество потерь заставило Россию посылать на передовую недостаточно подготовленный персонал. Хотя это не остановило Москву от попыток наступлений, но ограничило их эффективность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Еще несколько лет войны: о чем говорят в Пентагоне

Вызов для Украины в том, что даже если она сохраняет оборонную позицию, то должна продолжать осуществлять локальные наступления. Если Россия понесет меньше потерь, возможности ее сил на поле улучшатся. Уменьшение давления на линии фронта даст россиянам другие преимущества. Москва сможет отвлечь опытные войска для обучения новобранцев, что потенциально позволит открыть новые направления наступления во второй половине 2024 года.

Если Украина оставит большие участки фронта спокойными, российские войска также смогут значительно расширить свои укрепления, что усложнит проведение каких-либо будущих украинских наступлений. Несмотря на то, что украинская армия занимает оборонительную позицию, она должна стремиться к максимизации темпов истощения России.

Что делать Киеву и партнерам?

Важно, чтобы Киев и партнеры достигли реалистичного общего понимания того, какие материальные средства и обучение можно предоставить и когда. В последние два года западные союзники упустили временные преимущества, которые имели, упустив большую часть 2022 и 2023 годов, наслаждаясь эйфорией первых неудач России и воображая, что смогут избежать затяжной войны. Вместо того чтобы расширить промышленные мощности в странах-членах НАТО, друзья Киева в большинстве своем брали боеприпасы из национальных запасов и на международном рынке и направляли их в Украину.

Сейчас эти запасы боеприпасов заканчиваются. Для продолжения локального артиллерийского преимущества Украине понадобится около 2,4 млн. боеприпасов в год. Но международным партнерам Украины, включая США, будет трудно обеспечить даже половину этого количества в 2024 году.

Больше всего внимания уделяется недостатку артиллерийских снарядов в Украине. Но ресурсные ограничения никак не ограничиваются боеприпасами. Чтобы восстановить наступательный потенциал и защититься от атак России, Украине понадобится около 1800 артиллерийских стволов на замену в год. Несколько соответствующих станков в Европе не могут удовлетворить этот спрос. Многочисленные автопарки, подаренные Киеву за последние два года, тоже нуждаются в надежной поставке запчастей.

Россия производит более 100 крылатых и баллистических ракет и 300 ударных дронов в месяц

Перехватчики ПВО также будут постоянной потребностью: сейчас Россия производит более 100 крылатых и баллистических ракет и 300 ударных дронов в месяц. Чтобы сдержать ущерб от этого оружия, Украине понадобится пополнение западных систем ПВО. Если страны Запада не увеличат мощности по производству этих систем, Россия возьмёт верх.

Президент Владимир Зеленский, опасаясь, что поддержка США прекратится с предстоящими президентскими выборами в Штатах, заявил, что вся оккупированная Россией украинская территория должна быть освобождена до октября 2024 года. Это недостижимая цель, учитывая материальные средства, которые есть в распоряжении Украины, и время, чтобы военные должным образом научили свои войска. Но для западных союзников Киева глупо требовать от украинских генералов разработки детального долгосрочного плана, прежде чем они сами не обяжутся предложить новую поддержку. Без уверенности, на какую технику можно рассчитывать, украинское военное руководство не может определить, какие операции они могут проводить и когда.

Соотношение цены на выгоды

Реалистический план предполагал предоставить Киеву ресурсы для поддержки оборонной позиции в течение большей части 2024 года, а другие подразделения за то время учить и оснащать для проведения наступательных операций в 2025 году. Кроме уверенности, которую этот план предложил бы украинским генералам, он также сигнализировал бы Кремлю, что он не может рассчитывать на победу в многолетней войне на истощение против Украины, которая все больше ослабевает ресурсами.

Обязательство США поддерживать Украину в течение 2024 года также должно принудить европейских союзников к более глубокому инвестированию в увеличение мощностей их оружейной промышленности, уменьшив бремя из Штатов до 2025 года.

Западные лидеры должны подчеркнуть, что долгосрочные инвестиции в производственные мощности - доступны и, наконец, приносят пользу союзникам Украины. Общие оборонные бюджеты 54 стран, поддерживающих Киев, значительно превышают $100 млрд. в месяц. В то же время, нынешняя поддержка Украины стоит этим государствам менее $6 млрд ежемесячно.

Самые большие препятствия, чтобы Украина не проиграла войну – политические

Самые большие препятствия, чтобы Украина не проиграла войну – политические. Финансирование Украины часто рассматривается как просто предоставление денег Киеву. Но это не так. Значительная часть помощи, которая потребуется Украине - инвестиции партнеров в собственное внутреннее оборонное производство и будет потрачена дома. Значительную часть помощи возместят в виде налогов, одновременно увеличивая рабочие места в промышленности в странах-членах НАТО. В период экономического напряжения такие инвестиции должны широко приветствоваться общественностью в странах, поддерживающих Киев.

Также часто высказывались предположения о том, что поддержка США Украины происходит за счет готовности американских войск сдерживать Китай. Но если Пекин увидит, что Штаты не в состоянии поддерживать военные усилия в Европе или в Азии, и сдерживание ослабляется, то в этом случае расширение производства для удовлетворения потребностей Украины жизненно важно.

США имеют договорное обязательство встать на защиту своих союзников в Европе. Европейское оборонное производство не отвечает на сегодняшний день российскому, особенно учитывая, что Россия перешла на военные рельсы. Со временем лидеры США должны подтолкнуть ЕС к уменьшению их зависимости от Штатов, чтобы американские военные могли отдавать приоритет сдерживанию в Индо-Тихоокеанском регионе. Но это должен быть управляемый переход. Если этот переход произойдет ценой поражения Украины, США рискуют погрузиться в поддержку Европы, которая не сможет защитить свой восточный фланг, а Китай одновременно усилит напряженность в Тайваньском проливе.

Как можно решить проблемы?

Некоторые лидеры в западных столицах сейчас утверждают, что пора договориться о прекращении войны в Украине. Однако эта линия не учитывает объема целей России, и то, что Кремль реально бы предложил. Москва не заинтересована в простом захвате какой-либо украинской территории. Владимир Путин неоднократно заявлял, что хочет изменить логику международной системы.

Если США попросят партнеров пойти на уступки России, произойдет две вещи: РФ будет нарушать режим прекращения огня, восстанавливая армию, чтобы оккупировать Киев, и будут доказывать, что Штаты можно победить

Если США попросят партнеров пойти на уступки России для достижения символического прекращения огня, скорее всего, произойдет две вещи. Во-первых, Россия будет упорно нарушать режим прекращения огня, как это было с Минскими соглашениями 2014-2015 годов, одновременно восстанавливая свою армию, чтобы завершить задачи по оккупации Киева. Во-вторых, Россия будет доказывать своим союзникам, что Штаты можно победить, если быть упорными. Это заставит многих партнеров США искать дополнительный страховой полис, кроме Америки, снижая влияние Штатов в мире.

Россия не хочет прямой войны с НАТО, но Кремль все больше стремится расширить сферу своего косвенного противостояния с Западом. После того, как Евгений Пригожин прекратил бунт в июне 2023 года, Россия лишь удвоила амбиции конкурировать с Западом в мире. С лета РФ активно взаимодействует с правительствами Западной и Центральной Африки, обещая им военную поддержку в обмен на изгнание западных и экономических интересов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Залужный бьет тревогу: как меняется поддержка Украины

США и европейские союзники стоят перед выбором. Они могут составить немедленный план усиления обучения, предоставляемого украинским войскам, объяснить своей общественности и Украине, что крайний срок освобождения территории до октября 2024 года должен быть продлен, и гарантировать удовлетворить потребности Украины в материальных ресурсах до 2025 года, или далее ошибочно верить, что война зашла в тупик, уменьшая и уступая преимущество России. Это было бы ужасной ошибкой. Помимо расширения партнерства в Африке, Россия укрепляет сотрудничество с Китаем, Ираном и КНДР.

Если проигрыш в Украине закончится демонстрацией, что Запад не может противостоять ни одному вызову в мировой архитектуре безопасности, его противники вряд ли поверят, что он может справиться с несколькими кризисами.

Перевод Gazeta.ua

Сейчас вы читаете новость «Вот что ждет на войну в Украине в 2024 году». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть