В оборонном ведомстве Александр Черпицкий руководит госдепартаментом избыточного имущества и земель. В его ведении - продажа устаревших видов вооружения, техники и, главное, земель, когда-то в избытке выделявшихся советской "оборонке". Именно этим участкам, по словам Черпицкого, и предстоит спасать армию от разрухи - их продажа поможет наполнить специальный фонд бюджета армии.
- Александр Зиновьевич, действительно ли нужно продавать армейское имущество, в том числе землю?
- Денег, выделяемых армии государством, не хватает. Как бы мы их ни экономили, как бы ни рационализировали, остается "дыра", которую мы заполняем из специального фонда.
Но сегодня президент и Кабинет министров четко ставят перед нами задачу: самолеты должны летать, танки - ездить, солдаты - профессионально защищать Родину. Представьте, впервые за много лет армия проводит первые полноценные учения наших войск!
Вот поэтому мы пользуемся колоссальным ресурсом, оставшимся с советских времен и стоящим на консервации в военных частях, - избыточным имуществом. Это техника, вооружения и, главное, земельные участки вместе со стоящими на них постройками, которые тянут из бюджета средства на содержание охраны, освещение, отопление, вместо того чтобы приносить прибыль.
- Продавать землю предлагается Министерству обороны?
- Нет! Мы исключим коррупционную составляющую. Нам необходимы средства, которые выручались бы от продажи участков с объектами недвижимости на них, а не теневые схемы вывода имущества из собственности армии.
Закон "О правовом режиме имущества Вооруженных сил Украины" говорит о том, что отчуждением собственности занимается Минобороны, Кабмин утверждает перечень избыточного имущества, а уполномоченные Кабмином организации занимаются оценкой и реализацией через аукцион. Он делает оценку, проводит аукцион. Далее недвижимое имущество с земельными участками, на которых оно стоит, продаются тому, кто предложит самую высокую цену, а средства поступают в тот самый спецфонд Минобороны. Хочу подчеркнуть, что мы не имеем отношений с покупателем: у нас просто не будет точки соприкосновения с ним. Кстати, если уж вести речь о земле, то и в Бюджете-2010 прописано, что недвижимое имущество должно продаваться вместе с земельными участками.
- Почему именно так, с земельными участками?
- В законе речь идет не о земле, а о недвижимом имуществе с земельными участками, на которых оно стоит. До недавних пор Минобороны отчуждал какую-то недвижимость - например, простой фундамент, который сам по себе стоит не более 10 тысяч гривен. Покупатели находились сразу же. Еще бы - ведь продавался-то этот фундамент вместе с землей, на которой он стоял, а это иногда миллион гривен, может, пять миллионов. Никто этого не считал… Но это - огромные деньги. И мы хотим вывести их из тени, разрешив новым законом продавать недвижимость вместе с землей.
- Наверное, Минобороны потеряло свои лучшие земли?
- Нет правил игры - значит, их выдумывают "под столом". Мы лишились земель в центре Киева и в других больших городах, лишились солидного участка на Черноморском побережье. Самым циничным был случай, когда продавалась туалетная будка с 60 сотками земли вокруг нее!
- Какие деньги можно будет выручить, приняв закон?
- На 2010 год специальный фонд Минобороны, то есть те средства, что мы выручим от продажи избыточного имущества, составляет 4,5 миллиарда гривен. Около 60 процентов от этой суммы даст нам продажа недвижимости вместе с земельными участками. Вообще же, по приблизительным подсчетам, мы планируем получить от продажи земельных участков с недвижимостью 6-9 миллиардов гривен. Это больше, чем объем бюджета, выделенного для Минобороны в этом году. Если закон не будет принят и мы продадим только недвижимость (а землю просто отдадим, как делалось раньше), получим всего 1 миллиард.
- Скажите, проводилась ли когда-либо инвентаризация земель и будет ли она проведена нынешним руководством министерства?
- На недавнем совещании департамента мы решили, что будем поэтапно делать инвентаризацию земель. И наш министр это решение поддержал. Процесс при благоприятных обстоятельствах займет год.
Кстати, была еще наша инициатива, которую также поддержал министр обороны: в составе ведомства находится Центральный проектный институт, еще 5 аналогичных учреждений есть в ключевых регионах. Решено сделать там департамент земельных отношений, главной задачей которого будет оценка и инвентаризация земель. Ведь у армии есть и ресурсы, и оборудование.
- Когда, по вашим оценкам, может быть принят законопроект?
- Накануне он рассматривался на заседании парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне. Тут и начались "сюрпризы". Удивило поведение руководителя комитета, депутата Анатолия Гриценко, который провел заседание при закрытых дверях. Я должен был там присутствовать как докладчик от министерства, но в последний момент Гриценко решил провести встречу по своему усмотрению, в узком кругу.
Об инциденте сразу же узнал министр и отправил туда заместителя с четкой позицией: снять законопроект с рассмотрения до следующего заседания, на которое Михаил Ежель приедет лично. Министр понимает, насколько важен для армии этот закон.
- Комментируя предлагаемый военными закон, Гриценко переходит на личности, делает двусмысленные намеки, называет авторов законопроекта "братвой". Откуда такая неприязнь?
- Возможно, мне не нравится Гриценко, но я никогда не опущусь до уровня интриг и псевдоразоблачений. Он - трус. Я был готов прийти в комитет Верховной Рады, возглавляемый Гриценко, как должностное лицо, отстоять наш законопроект и вдобавок, если бы он пожелал, ответить на любые его вопросы, которые он странным образом задает "из-за угла" в одностороннем порядке. Гриценко или не читал законопроект, или он специально дезинформировал членов Комитета национальной безопасности и обороны. За время моей работы в Госкомземе Украины не было ни одного коррупционного скандала, связанного с именем Черпицкого. Ни одного клочка земли не было разбазарено или утеряно для бюджета. Вы думаете, наша команда рвалась на места при Министерстве обороны? Я вам скажу без преувеличений: у армии нет других ресурсов, кроме тех, что годами бесплатно раздавались. И что, Гриценко этого не понимает? Удивляет его традиционная манера врать. Годами называть белое черным. Если он такой непримиримый, почему не разработал законопроект раньше и не добился его реализации на посту министра? Почему все распределение ценностей осуществлял в ручном режиме, а не посредством норм и законов? Вопросов со стороны ведомства более чем достаточно. На многие из них сможет дать ответ прокуратура. А за клевету и его отношение к армии Гриценко уже давно пора снять с занимаемой должности, и, поверьте, скоро это будет сделано самым решительным образом.
Комсомольская правда в Украине
Комментарии
1