Представленные Офисом генпрокурора результаты пересмотра уголовных дел против бизнеса не содержат убедительных примеров прекращения давления на бизнес. В частности, не пересмотрены дела Игоря Мазепы и "Ривьеры", продолжается расследование сомнительных дел против "Синево" и Ferrexpo.
Об этом в своем блоге на "Украинской правде" написал политический обозреватель Дмитрий Тузов.
Он напомнил, что недавно Офис генпрокурора отчитался о завершении аудита уголовных производств, возбужденных против бизнеса, и закрыл около 19% из них. При этом, по словам Тузова, участники движения бизнесменов "Манифест 42" расценили этот отчет как профанацию и отметили, что давление на бизнес продолжается.
"В "Манифесте 42" отметили, что ни одного резонансного дела не было пересмотрено. Собственно, что выглядит наиболее показательным, не были пересмотрены даже дела Мазепы и "Ривьеры", из-за которых и разгорелся скандал, на который были вынуждены реагировать власти. "Манифест 42" также отметил, что разработанный бизнес-ассоциациями проект изменений в Уголовный процессуальный кодекс, которым системно решается проблема "маски-шоу", до сих пор не взят правительством в проработку, а выполнение двух указов президента, направленных на защиту предпринимателей в условиях военного положения, "в значительной степени проигнорировано", - написал журналист.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Силовики давят на бизнес жестокими методами советских времен - экс-глава "Нафтогаза" Коболев
По его словам, также негативно результаты прокурорского аудита восприняли в антикоррупционных организациях. В частности, глава Центра противодействия коррупции (ГПК) Виталий Шабунин отметил, что большинство закрытых дел являются мелкими производствами Нацполиции, тогда как по расследованию БЭБ дел закрыто только два.
Тузов напомнил, что уже после дела Мазепы было несколько громких кейсов, свидетельствующих об обоснованности критики со стороны Шабунина и "Манифеста 42". В частности, обыски у производителя бронежилеты "Балистика", арест здания сети лабораторий "Синево", преследование топ-менеджеров международной металлургической группы Ferrexpo.
Так, журналист отмечает, что в недавно опубликованном на Лондонской бирже годовом отчете Ferrexpo отмечает, что ее финансовым результатом за 2023 год стали убытки в $85 млн из-за резервирования $131 млн на юридическую защиту в Украине. Тузов отмечает, что в прошлом году группа вложила в украинское производство более $100 млн.
"Догонять" компанию, которая во время войны не выводит, а возвращает в Украину валюту, сотни миллионов долларов, платит налоги, удерживает и создает новые рабочие места - очень глупо. Однако мы видим давление на компанию с нескольких сторон: уголовные дела по странным поводам, аресты топ-менеджеров, арест активов, судебные атаки со стороны кредиторов-ноунеймов и медийные атаки", - отметил Тузов.
Журналист подчеркнул, что на действия власти отреагировал один из директоров Ferrexpo Вольфрам Куони, по словам которого "украинские власти держат компанию в заложниках из-за дел против одного из акционеров Константина Жеваго".
"То, что проблемы Ferrexpo являются "личняком" власти с Жеваго и что эти проблемы усугубились после отказа Верховного суда Франции его экстрадировать – также секрет Полишинеля. Так что любая дальнейшая эскалация в этом кейсе для международного бизнес-сообщества будет выглядеть однозначно. Судебные дела должны разрешаться в судах. Но почему при этом страдают европейские инвесторы? Опять же: речь не о Жеваго - его дело должно решаться в суде", - убежден политический обозреватель.
Тузов процитировал бизнес-омбудсмена Романа Ващука, заявившего, что в начале войны правоохранители перестали оказывать незаконное давление на бизнес, и у государства и предпринимателей появился шанс для достижения общественного договора. Но этого не вышло. Впрочем, по мнению Тузова, шанс для достижения такого договора между бизнесом и властью остается.
Киевский международный институт социологии (КМИС) провел исследование отношения украинцев к последним громким расследованиям против бизнесменов и некоторых компаний.
Более половины опрошенных (56%) считают, что эти дела свидетельствуют о попытках бороться с нарушением бизнесом законов Украины.
В то же время, 30% респондентов считают это давлением на бизнес.
Комментарии