Ексклюзивы
суббота, 24 июня 2017 14:37

"Не отбирайте у детей смартфоны!" – психолог Евгений Мирошниченко

Школьные каникулы стартовали, а многие родители все еще ломают голову, куда пристроить ребенка, или как самим организовать полезный досуг. Мы решили расспросить об этом детского психолога, президента Ассоциации практических психологов, образовательного адвоката Евгения Мирошниченко. 24 июня в рамках самого большого молодежного фестиваля Youthday '17, посвящённого Дню молодёжи, Евгений давал мастер-класс для родителей. Интерактивная лекция проходила при поддержке благотворительного проекта по издательству и распространению украиноязычной научно-популярной литературы для подростков ЛакіБукс, в экспертный совет которого и входит психолог.

 
Российскую соцсеть ВК запретили, однако подростки находят обходные пути и продолжают торчать в интернете. Как же оторвать ребенка от гаджетов, особенно сейчас - в период каникул?

Это расхожее заблуждение родителей – отрывать детей от гаджетов. Нам кажется, что если не оторвать его прямо сейчас - произойдет нечто ужасное и непоправимое. Мне же очень близок подход в школах Финляндии: они не запрещают гаджеты, а последовательно учат детей правильно их использовать, извлекать пользу. Есть целый курс, посвященный применению планшетов и телефонов "Информационно-коммуникативные технологии". Это важная компетенция, которой финны обучают детей: как общаться с помощью смартфонов, как их правильно использовать для работы - поиска информации, её проверки. Гаджеты – это инструмент. Наши дети их используют в основном для игр, а на самом деле предназначение у них может быть функциональное и прагматичное. Кстати, в Финляндии дети сами разрабатывают игры, там и хакатоны устраивают, финны уже входят в тройку лидеров по разработке игр в Европе. Это очень мощная индустрия.

 

Что в таком случае посоветуете украинским родителям?

Прежде всего, не запрещать. Запреты бессмысленны: дети очень легко научаются их обходить. Гаджеты – неотъемлемая часть нашего мира. Запрещать их – всё равно, что сказать "пользуйся только левой рукой". И второе: обратите внимание, почему ребенок "уходит" в телефон или компьютер. Это невротическое стремление, потому что ему неуютно в этом мире. Он не чувствует себя комфортно и безопасно, у него нет достаточного контакта с родителями. А в компьютерной игре ребёнок – герой – побеждает, живёт. Это его мир, которым он управляет, в котором достигает успеха. Плюс – это целая сфера общения. Нынешние дети родились в эпоху интернета, это неотъемлемая часть их мира, мы же – взрослые – там всего лишь эмигранты, поэтому мы боимся "виртуальных" опасностей, стараемся ограничить контакт наших детей с тем, в чем мы не сильно разбираемся.

Как избежать рисков и опасностей?

Помочь ребенку найти дело, занятие, в котором он будет реализовываться. Например, у нас в лагере "Мастерская успеха" дети снимают кино. Мы не забираем их гаджеты, но – вот парадокс – они в них "не втычат". Ребята у нас в интересной среде, где много общения, новых знаний и совместной работы. Дети на самом деле не ленивые, они просто хотят получать конкретные результаты. А мир не дает такой возможности. Практически нет сферы, где они могли бы действовать самостоятельно – и им от этого становится скучно. Виртуальный же мир приносит "немедленные результаты", поэтому они туда легко переключаются, там им комфортно. Обеспечьте ребенку комфорт - и ребенок вернётся.

А как можно мотивировать ребёнка к самообразованию?

А как мотивировать ребенка учиться ходить? В нём уже заложен этот инстинкт развития, естественная энергия любопытства, исследования. В школе этот инстинкт каким-то образом подавляется. Поэтому и возникает такой вопрос – как мотивировать учиться. Мы можем подавлять это. Если навязывать ему какие-то цели – он съеживается, и мы получаем обратный эффект. В ребёнке заложена страсть развиваться, "быть взрослым" и проблема всей нашей образовательной системы как раз в том, что она не поддерживает это стремление, а угнетает и деформирует его. Дети очень изменились, а подходы у нас остались прежними – "традиционными" – поэтому они в основном препятствуют свободному развитию. Заметьте, современные дети больше разбираются в ІТ-технологиях, чем родители, к примеру.
Но в то же время психологи сетуют на поверхностное "клиповое мышление"…
Да, дети сейчас именно так воспринимают информацию. И хочу вам сказать: когда они вырастут, то сделают с этим клиповым мышлением великие открытия. Они иначе воспринимают этот мир. Это мышление фрагментарное, нет системности, но, тем не менее, даже такое калейдоскопическое восприятие позволяет ребенку собрать из осколков картину мира. Задача взрослых – помочь сделать ее реалистичной, целостной, непротиворечивой, добавить глубины.
Вот, к примеру, мы в Совете экспертов благотворительного книжного проекта ЛакіБукс, который недавно стартовал при поддержке БФ "Я Майбутнє України" и IT-компании Lucky Labs, очень тщательно подходим к формату книг. И советуем авторам не писать "учебников". Подростку не интересна линейная подача, так называемый исторический подход и так далее. Если его интересует что-то конкретное – он сам найдет это в Википедии. Познавательная книга должна быть прикладной и при этом вовлекать ребенка в некий сюжет, удивлять, пробуждать дух эксперимента. И наша задача, задача взрослых – поддерживать у детей желание творить, даже когда это больше похоже на "вытворять".

Подытожим: как устроить детям полезные каникулы?

Каникулы – это время для отдыха и общения. Чем больше будет у ребёнка общения и общего времени со своей семьёй, тем лучше. Вторая рекомендация – найти совместную деятельность, которая ему будет интересна. Развивать его увлечения, поощрять любопытство, подталкивать к экспериментированию, поддерживать свободную игру и импровизацию. Даже когда ваш ребенок играет в компьютерные игры, поинтересуйтесь, что конкретно он там делает, какие у него успехи, что именно его увлекает. В то же время организуйте насыщенное образовательное пространство, создайте условия, чтобы подпитывать его любопытство и превращать его в любознательность. И третье – нужно найти сообщество, в котором ребенок будет развиваться. Начиная, опять же, от активного семейного досуга: походы, прогулки, совместные игры и обязательно личные увлечения – студии и инновационные летние лагеря. Но имейте в виду, что ребёнок в прежде всего учится у тех, к кому привязан, кто для него является примером и авторитетом. И первое, что ему нужно, – ваше заботливое внимание.

Сейчас вы читаете новость «"Не отбирайте у детей смартфоны!" – психолог Евгений Мирошниченко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть