Фонд Вадима Столара запустил проект "Видновысь", который должен помочь семьям с детьми, потерявшими отца из-за российской агрессии, улучшить эмоциональное состояние. И уже 200 семей прошли реабилитационный курс при реализации первого этапа проекта в Буковеле в Карпатах. О происхождении идеи "Видновысь", особенностях его реализации, команде и собственных впечатлениях, а также о работе Фонда в целом рассказала его волонтер Наталья Приходько.
С первых дней войны Фонд Вадима Столара, как и большинство других, был сосредоточен на помощи людям, обеспечении их всем необходимым для выживания. Как возникла идея расширить сферу деятельности и запустить масштабный проект "Видновысь" в это непростое время?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала рассказать, с чего все начиналось. В первые дни войны многие из нас, в частности я, были в отчаянии, будто в тумане. И не могли понять, что все это – на самом деле. Но у украинцев есть замечательная черта: умение быстро объединяться в кризисные моменты и находить в себе новые силы под натиском беды.
И с началом широкомасштабного вторжения многие собрались ради одной цели – помогать нашему государству и людям противостоять российскому нашествию. Фонд Вадима Столара не являлся исключением. К нам с первых дней начали присоединяться многие люди, которые и сейчас являются нашими волонтерами.
Наш фонд, как вы знаете, именной, и Вадим Столар является тем человеком, вокруг которого объединились волонтеры. Он, как я говорю, "двигатель прогресса" всей помощи и всех проектов, которые сейчас реализует Фонд.
Мы с самого начала пытались отвечать на вызовы, которые возникали перед государством и людьми в конкретный момент. Например, в начале марта была большая потребность в горячем питании.
Мы должны были накормить оставшихся без средств к существованию киевлян и переселенцев, хлынувших в столицу. И, конечно, наших защитников, стоящих на страже Киева.
Но ведь мы – благотворительный фонд, а не ресторан, и никогда не занимались такой деятельностью. Однако смогли быстро найти людей, умеющих готовить, договориться о закупках продуктов, организовать кухню и наладить процесс приготовления и развоза готовой пищи. И все это во время, когда Киев был под обстрелами, когда за продуктами на склады приходилось ездить фактически под пулями. В такие моменты понимаешь, насколько мы сильны и сколько можем сделать такого, чего никогда бы о себе не подумали.
Нам удалось реализовать свою цель. К 1 июня мы приготовили 600 тысяч порций горячего питания. Это огромная цифра. Но когда мы этим занимались, никто ничего не считал – мы просто делали то, что должны делать, в режиме 24/7.
Но ведь не горячим питанием единым?
Конечно, нет. Все помнят, какие в начале вторжения были проблемы с медикаментами – аптеки почти не работали, а к открытым выстраивались длиннющие очереди. Мы собрали все возможные контакты поставщиков, договорились и закупали много медикаментов и для населения, и для ТРО, и для ВСУ.
Были также проблемы с продовольствием в магазинах. И это тоже огромная часть работы, которой мы занимаемся и поныне. К тому же мы начинали с попыток проработать индивидуальные заказы: когда один человек просит, скажем, 1% кефир, и 2,5% ему уже не подходит. Но мы быстро поняли, что так не пойдет: сейчас не до индивидуальных прихотей, наша цель – помочь как можно большему количеству людей.
Поэтому мы сформировали максимально сбалансированный "стандартный" продуктовый набор, который предоставляем до сих пор. Сейчас продуктовая помощь направлена именно на внутренне перемещенные лиц, потому что, по мнению команды Фонда, это сегодня самая уязвимая категория.
Если мы уже говорим о направлениях работы Фонда, то не могу не спросить о помощи нашим защитникам…
Когда военные увидели, что Фонд Вадима Столара активен и делает многое, они начали обращаться к нам по поводу амуниции. И я никогда не могла подумать, что я – мама троих детей и юрист по образованию – начну разбираться: чем 4-й класс защиты в бронежилетах отличается от 6-го, какие бывают тепловизоры и т.д. Но вместе с командой начали в этом разбираться и учить.
И уже есть целое направление, где помогаем защитникам амуницией, снаряжением, формой. Более того, со временем мы настолько расширили это направление, что в его рамках предоставляем ВСУ дроны для разведки и наведения артиллерии, а также бронированные автомобили повышенной проходимости, оснащенные медицинским оборудованием для эвакуации раненых с поля боя.
Вы говорили о помощи киевлянам, но насколько мне известно, ваша "география" распространяется и на другие города и регионы?
Мы помогаем по всей Украине тем, кто к нам обращается. Это и Харьков, и Донецкая область, и Днепр. Кроме этого, сейчас помощь продуктовыми наборами едет в Сумы, Черниговскую и Киевскую области. А через неделю планируем передавать помощь в Винницкую и Житомирскую области, ведь там также сосредоточено много ВПЛ. Рассказывать с подробностями можно долго…
Возвращаясь к проекту "Видновысь" – откуда он вырос?
Раньше мы реализовывали проект "Истории сильных", где люди могли рассказать о своей беде. И мы заметили, что иногда достаточно просто поговорить с человеком, чтобы ему стало легче. А еще, получив кучу сообщений с историями, поняли, какое множество людей нуждается в помощи. Насколько много украинцев нуждаются во "втором дыхании", восстановлении эмоционального состояния. Именно так и возникла идея проекта "Видновысь".
Остановились на двух категориях: семьи, потерявшие жилье, и семьи, где есть погибший в результате боевых действий – как военный, так и гражданский.
Мы понимаем, что не изменим реальность – в нашем государстве страшная беда. И что мы не сможем помочь всем. Но стараемся дать это "второе дыхание" семьям с детьми, особенно тем, где погиб мужчина. Сделать так, чтобы они набрались сил. Дети ведь – наше будущее, и от того, насколько они будут эмоционально стабильными, зависит будущее Украины.
Насколько мне известно, вы начинали с более широкой аудитории, но сейчас сосредоточились на семьях погибших?
Мы с командой Фонда Вадима Столара долго думали, для кого будет этот проект. Сначала обсуждали широкую категорию – внутренне перемещенные лица. Но поняли, что это нереально и нужно определить приоритеты. Поэтому остановились на двух категориях: семьи, потерявшие жилье, и семьи, где есть погибший в результате боевых действий – как военный, так и гражданский.
Но, организовав первый заезд, поняли, что заявок даже по этим двум категориям, к сожалению, слишком много. Мы хотим помочь всем, но понимаем, что реализовать это будет тяжело. Однако будем стараться!
Первый заезд уже состоялся. Расскажите, тяжело ли было работать с этими семьями?
Первый заезд состоялся в Буковеле в Карпатах. Работать с этими семьями довольно тяжело, потому что все они травмированы, у них горе. И, работая с такими людьми, общаясь с ними, организуя для них заезд, важно не навредить. Эти люди открыты, они стремятся к покою, миру для себя и своих детей. У них, как у нас, были планы, мечты, желания. И все это унесла война. А у этих людей она унесла еще больше. Я была несколько дней с этими семьями во время заезда. И когда пришла к ним впервые, не смогла сдержать слез.
Но с другой стороны, чувствуешь радость, что можешь помочь этим людям. Мне было приятно видеть, как дети бегают, шумят, играют. Как их мамочки смотрят на них и радуются им, хоть немного отвлекшись от своего горя.
Также многие из этих семей, как оказалось, впервые в Карпатах. Я радовалась еще и тому, что дети и мамы смогли увидеть красоту и величие украинской природы. Такие двойственные впечатления.
Расскажите о команде "Видновысь" – это волонтеры или не только?
Мы ответственно подошли к этому проекту, понимая, что работать придется с людьми в нестабильном эмоциональном состоянии. Собрали волонтеров, аниматоров, профильных специалистов по восстановлению.
Ведь "Видновысь" – это не просто о проживании и питании. Разработали целую программу с пониманием того, чем и как мы будем помогать людям. Она содержит и арт-терапию, и рисование, и лепку. Имелись спортивные секции, конкурс талантов. Конечно, собственными силами всего этого мы не смогли бы сделать. Поэтому привлекли ряд специалистов.
В свою очередь представители Фонда взяли на себя организаторские функции. В первый заезд попали 200 семей – всех их нужно было перевезти, расселить, наладить питание, решить все возникающие на месте вопросы. Всем этим мы и занимались, ведь нам было важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно.
На какое время рассчитан проект? Когда следующие заезды? И сколько семей планируете восстановить?
Мы задались целью помочь восстановиться тысячи украинских семей в 2022 году. Первый этап нашего социального проекта на 200 семей уже состоялся. По моему мнению, он был максимально удачным. Мы достигли цели, люди довольны. Одна мама сказала мне, что впервые с февраля ее ребенок и она спокойно спали. Многие даже не понимают, насколько это ценно...
Второй этап "Видновысь" планируем на середину сентября. Точную дату подтвердим, когда оформим договорные отношения с гостиницей.
Из-за обилия заявок от украинцев также обязательно проведем заезд еще в октябре. Что касается ноября — декабря – посмотрим, но хотим, чтобы все, кому это нужно, имели возможность реабилитации и восстановления, набрались эмоциональных сил пережить все происходящее.
Вы упомянули об отелях – а как вы их находите и предоставляют ли они скидки на социальные проекты?
У нас большой круг общения. Мы бросили клич, описали проект, объяснили, для кого и для чего он. И откликнулся отель "Магия Карпат" (MK Resort) в Буковеле. Хочу поблагодарить руководство этого заведения и всю сеть Fomich Hotels Group – это люди, которые действительно помогли нам достичь цели проекта.
Потому что они не просто формально выполняли пункты договора, а подошли к нашим мамам и детям с искренней душой. И на протяжении первого этапа "Видновысь" много помогали нам и поддерживали. Они организовали для наших жителей бассейн, хотя в договоре такой услуги не было. И помогли создать определенную сказку для людей, чего бы мы в одиночку никогда не достигли.
Что касается второго этапа, то здесь уже сработали те эмоции, которые мы пытались передать через наши социальные сети. Мы стремились донести, насколько это классное и доброе дело, и насколько результат поражает. И ко второму заезду к нам обратились уже владельцы отеля – не хочу называть его, пока не подписали договор. Но это будет классное место! И я уверена, что люди, самостоятельно обратившиеся к нам по зову сердца, помогут создать для людей такую же сказку, которую удалось на первом.
Что вас поразило больше всего во время реализации "Видновысь" и когда вы лично посетили проект?
Было много моментов, о которых я не могу спокойно вспоминать. Но, пожалуй, больше всего запомнился вечер, когда мы устраивали шоу мыльных пузырей. Во время мероприятия детей награждали грамотами за активность и у каждого я спрашивала об их будущем.
И меня больше всего поразило, что все дети точно знают, кем они хотят быть и что хотят делать в будущем. Кто-то планирует стать фотографом, кто-то дипломатом, кто-то ветеринаром. Ни одного ребенка этот вопрос поверг в ступор.
И я поняла, что будущее у нашего государства есть. Что мы точно устоим и все будет хорошо.
Напоследок хочу поблагодарить всех, кто помогает в деятельности Фонда Вадима Столара, всех волонтеров. Людей, которые даже однажды приходили к нам упаковывать продуктовые наборы – они ведь бросили свои дела и пришли.
А тех, кто имеет возможность и желание помогать людям, приглашаю присоединяться в наши ряды! Мы всегда рады новым членам команды и уверены, что вместе сможем помочь как можно большему числу людей.