Такой коллекции золотых изделий скифского времени, собранных на одной выставке, Украина еще не видела.
24 августа, в День Независимости, в недостроенном пока музее "Мыстецький Арсенал" на улице Мазепы в Киеве откроется выставка под названием "Из глубин", в рамках которой, наряду с уникальными экспонатами государственных музеев, будет представлена и коллекция "Родовид", состоящая из 21 предмета. Все они в разное время найдены в курганных захоронениях скифского времени ( V—I вв. до н. э.) на территории Украины и дожили до наших дней, пройдя через множество рук, — от расхитителей гробниц до частных коллекционеров.
Все эти вещи сейчас составляют коллекцию частного музея "Родовид", зарегистрированы в Министерстве культуры и имеют инвентарные номера. Ни один из этих предметов нельзя ни продать, ни вывезти из Украины (кроме случаев, если они отправляются на выставку). Золото коллекции "Родовид" никогда ранее не экспонировалось — его первый выход состоится в одной из секций "Арсенала". Все драгоценности, ныне хранящиеся в фондах одного из банков, будут помещены в пять специальных выставочных конструкций с подсветкой. На стене будет панно с картой Великой Скифии с Днепром в виде Дракона. Так изображали реку скифы, культура которых оказала огромное влияние на огромные пространства от Греции до Китая.
Коллекция "Родовид" по количеству и качеству предметов может соперничать со скифской коллекцией Эрмитажа и дополнит известную коллекцию Музея исторических драгоценностей Украины, где хранится знаменитая на весь мир пектораль, найденная в 1971 году, и может стать новым лицом украинской истории. Правда, ее еще предстоит изучить ученым, чтобы точнее определить время и принадлежность изделий. Жемчужиной коллекции "Родовид" является так называемая плоская пектораль — нагрудное украшение скифского царя, которое всего на 24 грамма легче знаменитой пекторали Мозолевского, найденной в 1971 году в кургане Толстая Могила под Орджоникидзе Николаевской области. По мнению специалистов, эта пектораль может быть из кургана Куль-Оба близ Керчи. Историки считают, что она могла быть украдена у археологической экспедиции французского ученого Поля Дюбрюкса во время нападения грабителей в 1830 году. О возможном родстве, по мнению специалистов, говорит близость изображений скифов на пекторали к изображениям на знаменитой чаше из кургана Куль-Оба, хранящейся в Эрмитаже. В целом же плоская пектораль нуждается в дальнейшем изучении, поскольку золотые изделия с изображениями, выполненными на пластинах, — большая редкость среди находок того времени.
Скифы и родственные им народы, по данным украинской исторической науки, владели большей частью украинской земли около 1500 лет, начиная с I тысячелетия до н.э. Власть скифских царей к IV веку до н.э. распространялась на земли от Северного Причерноморья и Придунавья до прикаспийских степей. Некоторые ученые современности считают, что союзы скифских племен контролировали всю Великую евразийскую степь, которая простирается от Украины до Дальнего Востока.
Скифы, или, как они сами себя именовали, сколоты, оставили в украинском языке слова "шаровары" (так скифы называли свои брюки), "собака" и "Днепр". Одни историки считают их ираноязычным народом, пришедшим из Азии, другие — собственно коренным населением причерноморских степей. Скифы впервые в истории человечества освоили верховую езду в такой степени, что она позволила им создать конное войско. Скифы создали караванную торговлю, которая еще до рождества Христова связала Грецию, Китай и Индию многочисленными путями. Торговля позволила вождям сосредоточить в своих руках несметные богатства, на которые нередко посягали соседние империи, — греки, римляне, персы и китайцы. Причем, как пишет американский историк Деб Беннетт в своей монографии "Завоеватели. Новое конное братство", имперские историки в своих записях объявляли, что на них напали кочевники, хотя агрессорами были сами.
Истину в вопросе, кто нападал, а кто защищался, вряд ли удастся установить — скифы не имели письменности. До нас дошли только фрагменты мифологии и религиозных представлений, а также курганы — особые насыпные захоронения, которых только на украинской земле десятки тысяч, из которых около 80 археологи выделяют как царские. В основном они расположены в Запорожской, Днепропетровской, Кировоградской и Херсонской областях, местности Герры, куда все скифские роды везли хоронить царей. Часть — в Крыму, в окрестностях Керчи. Самые известные — курганы Чертомлык, Солоха, Александропольский и Мельгуновский курганы, находки из которых хранятся в Эрмитаже, и Толстая Могила, где найдена знаменитая пектораль. Они отличаются своей высотой (до 18 метров) и диаметром (до 120 м).
"Жизнь скифского царя была бесконечным спектаклем, в котором традиция заставляла его играть роль божества. Таким же спектаклем были его смерть и похороны. Смерть царя приравнивалась к гибели Вселенной", — писал знаменитый украинский историк и археолог Борис Мозолевский. Скифы устраивали погребения с тем расчетом, чтобы умерший не знал ни в чем недостатка. Курган — это не просто холм, а сложное сооружение, в котором запечатлены представления скифов о трех мирах — подземном, земном и небесном. Сама насыпь — это земной мир, а каменная баба на вершине — символ вечности. Усыпальница со множеством даров и трупами жертвенных животных, а иногда и людей, пожелавших уйти из мира вместе с царем, — потусторонний мир. Некоторые курганы хранили до 20 кг золотых изделий, в основном это бляшки в виде животных, нашитые на царские одежды.
Выставка скифского золота спорного происхождения может вызвать неприятие в научном мире. По мнению археологов, в коллекции могут оказаться подделки, а история находок — неизвестна. Однако в музее "Родовид" утверждают, что уже изъяли все эти вещи из незаконного оборота. "Теперь это зарегистрированная госколлекция, находящаяся в частных руках. Каждый экспонат на учете в Минкульте", — рассказали в музее.
"Коллекционеры часто говорят, что артефакты добыты из курганов очень давно и получены от перекупщиков, но я знаю, что пектораль можно найти и в наши дни, когда черная археология расцвела как никогда", — говорит академик НАНУ Петр Толочко, директор Института археологии. По его мнению, ценности "Родовида" могут претендовать на то, чтобы войти в золотую коллекцию украинского наследия, если пройдут соответствующую археологическую экспертизу. В музее не возражают: "Мы приглашаем ученых исследовать предметы коллекции, проводить любые экспертизы — нам интересна настоящая история драгоценностей". В музее прогнозируют, что в ближайшие годы количество известных сокровищ Украины увеличится за счет легализации частных коллекций: "Все вытащат из подвалов то, что прятали долгие годы".
По материалу Сегодня
Комментарии
2