Министр обороны Рустем Умеров инициировал масштабные изменения в уставы Агентства оборонных закупок (АОЗ) и Государственного оператора тыла (ДОТ). Эти шаги вызвали острую критику со стороны экспертов и общественных организаций, в частности, председателя правления Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, сообщает Цензор.нет. По его мнению, подобные нововведения фактически уничтожают независимость этих структур и открывают новые возможности для коррупционных схем.
По словам Шабунина, изменения в уставы наделяют министра обороны рядом полномочий, противоречащих принципам прозрачного управления. В частности, Умеров может принуждать должностных лиц закупочных агентств заключать или разрывать соглашения, даже если эти решения не поддерживаются директорами, их заместителями или наблюдательными советами.
Кроме того, новый устав предоставляет министру право в любой момент увольнять или назначать директоров агентств, их заместителей и других должностных лиц - без согласования с наблюдательными советами. По мнению экспертов, это подрывает принцип независимости агентств и делает их зависимыми от личных решений руководства министерства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Умеров назвал расходы на оборону Украины в следующем году
"Министерство обороны фактически возвращается в ручное управление закупочными структурами. Независимость АОЗ и ДОТ превращается в ширму, согласно которой министр контролирует все финансовые и кадровые решения", - подчеркивает Шабунин.
Внедрение изменений в уставы АОЗ и ДОТ произошло на фоне затяжной борьбы за прозрачность и независимость этих структур. Ранее Минобороны в течение девяти месяцев затягивало создание независимых наблюдательных советов для закупочных агентств, что должно было обеспечить их работу по международным стандартам. Лишь после громкого общественного скандала Умеров издал соответствующий приказ.
Вместе с тем, одновременно с созданием наблюдательных советов Минобороны внесло изменения в уставы, которые нивелируют любую реальную независимость этих органов. Теперь финансовые решения и кадровые назначения контролируются непосредственно министром.
Подобные действия Министерства обороны происходят на фоне серии коррупционных скандалов. В частности, речь идет о 23 млрд грн, выделенных АОЗ. Журналистское расследование показало, что переплата за один контракт составила €90 млн.
Еще одним скандалом стала поставка на фронт тысяч мин, оказавшихся неисправными. Ответственность за это пытались перевести на АОЗ, хотя, как заявляют в Центре противодействия коррупции, качество боеприпасов должно контролироваться военпредами Минобороны. Более того, по данным журналистов, Министерство планирует продолжить сотрудничество с тем же производителем, заказав сотни тысяч боеприпасов в 2025 году.
Изменения в уставы также позволяют министру обороны действовать без согласования с наблюдательными советами в случае "потенциальных угроз национальной безопасности". Однако, как отмечает Шабунин, сам термин "потенциальные угрозы" остается неопределенным, что создает простор для манипуляций.
"После скандалов с завышенными ценами и некачественными поставками мы получаем реформу наоборот. Вместо прозрачных процедур есть ручной контроль, который закрывает доступ к информации о закупках", - подчеркнул Шабунин.
Кабмин 29 ноября издал распоряжение о предоставлении ГПСУ 23 млрд грн на закупку боеприпасов для ВСУ в обход Агентства оборонных закупок МОУ.
Однако ВСУ не получают необходимых дефицитных боеприпасов, а власть крайне нерационально использует государственные средства на усиление обороноспособности, отметил директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
Комментарии