В середине октября соучредителю Украинского конгресса России Виктору Гиржову ФСБ запретила въезд на пять лет. Один из лидеров крупнейшей украинской диаспоры в мире рассказал, как Кремль уничтожает очаги украинства в России.
Существенно ли изменилось отношение россиян к украинцам после Евромайдана?
- Украинский вопрос в России всегда был сложным еще со времен Петлюры, но сейчас агрессия перешла на бытовой уровень. Власти зомбируют свое общество и ненависть к украинцам воспитывают на высшем государственном уровне. Жена рассказывала, как после аннексии Крыма ее коллега начала говорить: "Вот уж эти хохлы, собственными руками убила бы, хоть бери автомат и езжай на Донбасс защищать русскоязычных". Ужасно, когда это говорит немолодая женщина.
Если еще два-три года назад украинским организациям давали средства на проведение национальных фестивалей, например, Сорочинской ярмарки. Сейчас такое невозможно представить. Мэрия Москвы, которая несколько лет назад хвалила в прессе уровень библиотеки украинской литературы, обсуждает ее закрытие. Думаю, скоро это произойдет.
Во всероссийский "черный список" нежелательных организаций включили Всемирный Конгресс Украинцев и Украинский Всемирный Координационный Совет. Наша организация входит в состав ВКУ, соответственно, вскоре ее тоже закроют.
С дома Национального культурного центра украинцев в Москве на Арбате хулиганы сорвали желто-голубой флаг. Вместо адекватной реакции со стороны милиции - районный московский депутат Захаров обращается к ФСБ с просьбой проверить деятельность учреждения.
Российские власти раскалывает диаспору изнутри?
- Да, и вполне удачно. Еще в 2000-х Минюст России под формальным предлогом закрыл обе диаспорные организации, а затем чиновники возглавили создания украинофобской организации - Федерации национальной культурной автономии украинцев в России. Ее председатель Богдан Беспалько публично заявлял о необходимости защиты русского языка на Донбассе и о "триедином народе россиян-украинцев-белорусов", которых искусственно разделили на разные государства.
В противовес этой организации мы создали Украинский конгресс России, в руководство которого я вошел. Во время моего возвращения из Киева в Москву 14 октября меня задержали на границе и вручили решение ФСБ о запрете на въезд в Россию на 5 лет. По тем статьям я якобы угрожаю "национальной безопасности, обороноспособности и здоровью граждан России". Фактически, меня приравняли к террористу.
С чем вы связываете это решение?
- Я совершенно открыто поддерживал Украину на всех центральных телеканалах. Приходилось противостоять на шоу Соловьева и Толстого - Жириновскому, Маркову, Доренко. Понял, что надо выстреливать короткими тезисами, которые легко проверить всем желающим. Скажем, в эфире Первого канала отметил, что на медали в честь "возвращения Крыма" стоит дата 20 февраля 2014-го, когда Янукович еще был "легитимным". На следующий день снимки этой медали исчезли даже с сайта Минобороны. Печально известный экс-нардеп Игорь Марков даже пытался меня побить в эфире ТВЦ во время дебатов об одесской трагедии.
Сколько украинцев осталось в России и как их можно поддержать из Украины?
- Во время переписи населения 2010 года около двух миллионов граждан отметили себя как украинцы. Это самая большая диаспора в мире. Но по сравнению с предыдущей переписью 2002 года исчез почти миллион украинцев. Не может быть, чтобы этот миллион выехал за десять лет и нигде не появился. Значит, люди ассимилировались и не готовы указывать себя как украинцев. Боюсь, что по результатам следующей переписи диаспора уменьшится еще больше.
Культурный Украинский центр в Москве как ключевой в России стоит переформатировать в культурно-информационный. Танцевать гопак и петь украинские песни во время войны недостаточно. Украина должна вносить информационный компонент в деятельности организации, которую финансирует.
Убеждать вполне русифицированных украинцев вроде Онищенко или Матвиенко нет смысла. Но украинская кровь имеет способность просыпаться и через поколение. Надо по крайней мере на информационном уровне работать с молодежью, поскольку их на самом деле гораздо больше двух миллионов.
Эти люди должны знать, что Украина помнит их, и подпитывать их идентичность. По меньшей мере, это должен быть единый сайт для украинцев в России, где будет выявлена их позиция. Неприемлема ситуация, когда два миллиона человек не представлены в медиа. В современных условиях если диаспоры нет в СМИ - ее нет вообще. Этим должна заняться украинская власть на уровне государственной политики, чего сейчас нет.
Если говорить о русских, которые вернулись в Украину - насколько власть их поддерживает? Как чувствуете это на себе?
- Полтора месяца я нахожусь в Киеве, за это время мои письма и звонки игнорируют. Ни встреч, ни предложений по работе.
Западная диаспора больше помогала Украине и финансово, и политически. Украинцы в России сами нуждаются в помощи, поскольку все время находятся в стесненных обстоятельствах. Иногда меня спрашивают, почему российские украинцы не выходят на митинги поддержки родины. Если попробовать просто развернуть украинский флаг в Москве - за две минуты вас заберут в автозак.
Единственным украинским президентом, который поддерживал диаспору, был Виктор Ющенко. Во время своего визита в Москву в 2008 году он организовал большую встречу, на которую съехались люди со всей России. Виктор Янукович посещал Москву раз 30. Ни разу с диаспорой не встретился.
Комментарии