История семьи из села на границе, через которое в Россию заходили бойцы РДК.
РЫЖЕВКУ УНИЧТОЖАЛИ
Людмила и Александр Крячковы - родом из села Рыжевка. Того, что прямо рядом с российским Теткино. Именно через это село с нашей стороны в марте заходили в Россию бойцы "Легиона Свобода России" и "РДК".
Теперь семья живет в Заречном неподалеку от Путивля. Выезжать пришлось в кузове "Газели" под непрерывными обстрелами. А возвращаться уже некуда, потому что их родное село практически уничтожено врагом.
- Сидели двое суток в подвале с внуком Андрюшей. А они бьют и бьют: мины, гаубица, "грады", - так рассказывает о самых тяжелых днях в своей жизни Людмила Крячкова, невысокая женщина.
Мы сидим в подвале, а со стороны России бьют - и сверху, и снизу
Рыжевку "утюжили" всем, что взрывается, горит, летает, сыплется металлическими осколками и разлетается "флешетами".
- Мы сидим в подвале, а со стороны России бьют - и сверху, и снизу. Минами, 122-м и 80-м калибром, и гаубицами, "градами". А еще - маленькими гвоздями, шрапнелью, - рассказывает Александр Крячков, который научился различать виды боеприпасов по звукам взрывов, - Проблема в том, что, когда бьют шрапнелью, "выхода" не слышишь. Пули-"кассеты" разрываются в воздухе такой опасной мелочью...
Россияне уничтожали село, используя запрещенное международными конвенциями оружие. По мирным жителям, по простым крестьянам - летели не только кассетные, но и фосфорные снаряды.
- В дом брата моей жены, который жил через пару домов от нашего, прилетел фосфорный снаряд. Смотрю - что-то дымит. Я туда побежал - прилетел начиненный фосфором тубус, ударил в глухую стену и рассыпался порошок, который везде прилипает - и пол весь в доме горит. Весь выгорел!, - говорит Александр
КУМ ПОГИБ
В феврале, осколком от снаряда убило кума. Он вышел во двор, вспоминает Александр.
- Он жил дальше по селу, поэтому не слышал "выходов", только "прилеты"... А мы - ближе к России. Поэтому слышали, как начинают бить. А еще нас спасала собака, бельгийская овчарка - за 10 минут до обстрелов начинала лаять...
Маленький внук Андрей, как только слышал, что начинают стрелять - закрывал ладошками уши и бежал в погреб к деду.
- Снаряды бахают, дроны-камикадзе россияне бросают прямо на дома. Они летят на нас, как самолетики, - рассказывает Людмила Григорьевна, - Мы все это пережили. Но как стали бить по домам рядом с нашим... Мы в погребе сидим вместе с соседкой Валентиной, а у нас по крыше летят осколки.
Снаряды бахают, дроны-камикадзе россияне бросают прямо на дома
Людмила Григорьевна говорит, что сил терпеть не оставалось. Но и выезжать было страшно.
- Ко мне прибежала дочь Валентина, она жила отдельно от нас, с мужем и сыночком: "Мама, у тебя полчаса - собирай вещи, документы. Если заведется наша "Газель", будем выезжать!"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что принес "русский мир" в Мирноград - спецпроект "Близко к нулю"
- Ударило так, что я говорю соседке: "Ну что, Александровна, нет ни кухни, ни туалета?" Она трясется - напуганная, аж белая. Схватила лишь небольшую сумку с документами и несколькими вещами и вместе побежали ждать "Газельку", - вспоминает Александр Порфирьевич. - Как только зять завел "Газель", как начались "прилеты". Поэтому накрылись одеялом и молились Богу...
РАЗРУШЕННАЯ ДРУЖБА
Люди пытались выбраться из Рыжевки по "дороге жизни", вели с собой скот, тащили вещи. Вокруг, вдоль дороги было все заминировано. Обстрелы усиливались.
Два жителя Рыжевки, братья Артем и Андрей Тютюнники, помогали тем, кто шел пешком из села под обстрелами - вывозили женщин. Бабушки по грунтовой дороге бежали, тянули свои вещи. Мужчины кричали им: "Какие сумки?! Бросайте и садитесь в машину, потом за вещами вернемся".
Братья вывозили односельчан к асфальтовой дороге, а дальше людей встречал староста и работник лесхоза - довозили до Белополья.
Везде воронки от снарядов, как лунный пейзаж
Дроны шумели над головой, а снаряды прилетали совсем рядом. Дорога была полностью разбита обстрелами - ехали по полю.
- Смотришь - везде воронки от снарядов, как лунный пейзаж, - вспоминает Александр.
Лишь чудом удалось выбраться из этого ада семье Крячковых, с 94-летней матерью Любови Григорьевны, с дочерью и зятем, внуком, свахой и соседкой. Добрались до Белополья, центра громады. Там переночевали - волонтеры помогли разместиться.
Валентина Усикова с мужем потом вернутся в безлюдное село - забрать то, что уцелело, вывезти скот. Корову ранило осколками, но животное забрали, чтобы вылечить. От дома же остались стены и дымоход.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как местные власти решают проблемы переселенцев - спецпроект "Близко к нулю"
Валентина поделилась фото своей полностью разрушенной улицы Дружбы. На ней - практически ни одного уцелевшего дома.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЗАРЕЧНОЕ
Посоветовавшись, супруги Крячковы вместе со старенькой бабушкой, решили вернуться на малую родину Александра Порфирьевича - на Путивльщину, в село Заречное.
В родном селе, где когда-то закончил 8-летку и работал в совхозе Александр Крячков, семью приняли как родных.
- Как начали все нести: банки с консервацией, овощи, фрукты, - со слезами рассказывает Людмила, - И сало, и яйца - все на свете. Доземный поклон людям!
Мы с девушками этими плакали вместе
Женщина говорит, что даже не ожидала такой поддержки от незнакомых людей! А на следующий день после переезда приехали путивлянки-волонтеры Алла Дадыкина и Ирина Чаплина.
- Мы вместе с девушками этими плакали вместе... Они нас обнимали, утешали, спрашивали, что нам надо. Потом приехала полицейская Ирина Лисянская, помогла, повезла оформить документы, также привезла продуктов. Даже на рынок пошла, а там женщина спрашивает: "Чего у вас так руки трясутся?" А я ей и рассказываю... Она: "Вот вам бесплатно! Я слышала о Рыжевке!
- Разве я вам для того рассказывала? - отвечаю.
Волонтеры и простые путивляне и жители села быстро собрали для семьи Крячковых много необходимого, бытовые вещи, мебель, текстиль... Но в сельском доме еще необходимо сделать немало. Например, срочно необходимо провести воду, а средств на это нет. Поэтому семья и сейчас обращается за помощью к путивлянам. И им помогают.
Материал подготовлен по инициативе Национального союза журналистов Украины для проекта "Близко к "нулю": жизнь прифронтовых громад" в партнерстве с порталом Gazeta.ua и журналом "Країна" при поддержке Free Press Unlimited. В проекте участвуют издания с прифронтовых и деоккупированных территорий: "Рідне місто" (Мирноград, Донецкая обл.), "Путивльські відомості" (Путивль, Сумская обл.), "Весть" (Чернигов), "Голос Гуляйпілля" (Гуляйполье, Запорожская обл.), "Заря" (Золочев, Харьковская обл.).
Комментарии