Гражданам Украины не нужно запрещать иметь компании за рубежом, но их деятельность должна быть прозрачной.
Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал специалист по международному налогообложению Андрей Серветник.
Нужна ли Украине деофшоризация и какой она должна быть?
- Нет единого понимания, что такое деофшоризация. Она не нужна, если речь идет о запрете владеть компаниями за рубежом или проводить операции с иностранными фирмами, даже если их считают оффшорными. Но нужна как борьба против уклонения от уплаты налогов.
Основная черта оффшорных фирм - конфиденциальность, возможность скрыть информацию о реальных владельцах бизнеса. Она должна отойти в прошлое. Любой человек должен иметь право владеть бизнесом за границей, но структуры собственности должны быть прозрачными. Надо сделать, чтобы участие любого резидента из Украины в компании за рубежом можно было раскрыть, в частности, и для фискальных целей.
Как этого достичь?
- Украине не нужно изобретать велосипед. Есть ряд международных соглашений по автоматическому обмену информацией. Во-первых, надо полноценно присоединиться к ним. Во-вторых, осуществлять реформы в стране, направленные на защиту информации. Потому что ни одна страна не будет обмениваться конфиденциальными данными с фискальными, правоохранительными органами, если есть риск их попадания в руки бандитов.
Также Украине нужно внедрить современные стандарты прозрачности бизнеса. В украинское законодательство можно полностью конвертировать так называемую "Четвертую директиву Европейского Союза о противодействии отмывания денег". Она предусматривает создание прозрачного реестра, в котором по каждой компании будут указываться конечные владельцы. Реестр должен быть доступен если не каждому гражданину, то по крайней мере правоохранительным органам, банкирам и, по специальному запросу, журналистам.
Бизнесмены которых успешных стран вообще не пользуются оффшорами?
- Иногда создание оффшоров необходимое. Задачи могут стоять разные. Например, надо удобно структурировать инвестицию или определенную сделку, или воспользоваться преимуществами корпоративного законодательства определенной юрисдикции. Через это, граждане каждой страны используют оффшорные компании. Но в цивилизованных странах делают это прозрачно. Декларируют свои доходы от оффшоров и платят налоги.
В панамских документах обнаружили много оффшорных компаний украинских госслужащих и политиков. Законно ли, что они у них есть?
- Гражданам Украины не запрещено создавать компании за границей. Есть только соответствующие нормы относительно валютного регулирования, которых надо придерживаться. Если же лицо становится государственным служащим или политиком - появляются ограничения. В зависимости, коакуюю имеет компанию и чем она занимается, должно или полностью отойти от бизнеса - продать его, либо оставить в управлении других. Возможно, передать в траст. По закону, ограничения накладываются, когда лицо становится госслужащим. До того, или после ограничений нет. Может вести бизнес как любой гражданину.
Читайте также: В БПП заговорили о создании следственной комиссии через офшорный скандал
Наличие оффшорного бизнеса в президента или других топ-чиновников является основанием для расследования Генпрокуратуры, Агентства по предотвращению коррупции, Антикоррупционного бюро?
- Факт существования оффшорной компании - не правонарушение. Ничего криминального в этом нет. Но если она имела соглашения с Украиной, есть смысл выяснить, были ли эти операции законными, прозрачными. Нет ли там уклонения от уплаты налогов и признаков коррупционной деятельности. Если выясняется, что компания принадлежит публичному лицу, госслужащему, нардепу или лицу, которое когда-то занимало определенную должность - правоохранительным органам стоит обратить внимание и провести расследование.
За здравым смыслом, если получили информацию о наличии у публичного лица офшора - надо расследовать. Но существует процедура сбора доказательств. Она может применяться при расследованиях фискальной службой, Антикоррупционным бюро. Есть процессуальные нормы, обязательные для полиции, прокуратуры, СБУ. Если доказательство не получено должным образом, его вообще нельзя привлекать. Пока что, "панамский архив" - только скандал. То есть, есть информация на которую стоит обратить внимание. Но не факт, что ее можно будет получить через официальные источники. Нельзя исключать, что до этих документов попали и фальсифицированные, где подменили чье-то имя на нужное, чтобы скомпрометировать.
Появление такой информации может быть основанием для расследования, а начинать его или нет - зависит от процессуального законодательства.
Когда речь идет о публичных лиц нужна максимальная прозрачность. Если есть оффшорные компании, связанные с определенным политиком или госслужащим, то в их интересах по максимуму раскрыть информацию о этом офшоре. Доказать, что он не нарушал закон. Так и для правоохранительных органов. Если есть хоть основание считать человека нарушителем закона - должны расследовать.
Что дает украинскому обществу обнародования панамских документов?
- Это способствует росту профессиональных и этических стандартов в обществе и пониманию, что спрятаться в современном мире нельзя. Поэтому, надо вести свой бизнес честно, открыто, прозрачно и не нарушать закон. Чтобы если откроют, не было чего стыдиться.
Мир меняется и движется в сторону максимальной прозрачности. Оффшоры - бизнес прошлого века. Тогда конфиденциальность клиента, банковская тайна были превыше всего. Сейчас считается, что порядочному человеку нечего скрывать. Поэтому идем путем раскрытия информации о конечных владельцах во всем мире. Скоро владельцы офшоров не будут скрыты или засекречены. Придется признавать, что это их бизнес.
Напомним, Международный консорциум журналистских расследований открыл доступ к базе данных, которая основывается на так называемых "панамских документах". Информация была опубликована 9 мая. Обновленная база данных содержит более чем 200 тысяч оффшорных компаний, зарегистрированных через панамскую юридическую фирму Mossack Fonseca. По этим данным 643 украинских гражданина имеют 469 оффшорных компаний.
Комментарии