
8 декабря ремонтники подключили линию электропередач "Каховка-Титан", которая поставляет ток в Крым.
Ранее, 6 декабря, организатор крымской блокады, член Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров заявил, что было принято решение частично возобновить поставки электроэнергии в Крым. На следующий день представители "Правого сектора" заявили, что выходят из блокады, и назвали Меджлис "предателями".
Член Меджлиса Эскендер Бариев пояснил, почему организаторы блокады приняли такое решение.
Сейчас много говорят о том, что энергетической блокады уже нет. Это правда?
- Нет. Недавно была проведена пресс-конференция с главой Меджлиса крымскотатарского народа Рефатом Чубаровым, на которой он рассказал о том, что будет пересмотрен формат товарной блокады. Участники акции будут способствовать подключению линии "Каховка-Армянск". Чтобы на полуостров пустить порядка 235-250 МВт электроэнергии, которая должна быть использована только для гражданского населения и может обеспечить Армянск, Красноперекопский район и часть Джанкойского.
Как выбирали линию?
- В Крым идут 4 линии. "Каховка-Армянск" - наименее мощная. Все-таки зима, морозы. Должны обеспечить жителей Крыма электроэнергией.
Какая мощность нужна полуострову?
- Есть разные данные. От 1000 до 1100 МВт. Для беспроблемной подачи. С материковой Украины к блокаде подавалось около 80 процентов, то есть 800-900 МВт. Остальную электроэнергию может производить сам Крым. Теперь, по нашей информации, Россия якобы подает около 200 МВт. На самом деле - где-то 100 МВт. Даже если подключить маломощную линию, для полного обеспечения Крыма этого будет недостаточно. Но вполне достаточно, чтобы обеспечить социальные объекты и гражданское население.
Что сейчас происходит с блокадой?
- Есть разная информация. "Правый сектор" заявил, что будет уходить. Вроде они пока еще там. Надеюсь, что и не уйдут. "Правый сектор" - это одна из самых организованных структур. Очень четко умеют работать. Понимаю, что активисты акции могут быть недовольны. Потому что пришли жертвовать своим временем, здоровьем, на холоде сидят, чтобы как можно быстрее помочь Украине восстановить целостность. И пока не увидели результата. Он на самом деле есть, но его всегда хотят потрогать. Этого следовало ожидать. Должны разъяснить, что есть определенные этапы, шаги и процессы, в которых важно поддерживать партнерские отношения. Блокаду никто не закрывает. Продолжим ее, потому что должны довести до конечных результатов.
Какие отношения имеете в виду?
- На международном уровне. С одной стороны, Украины и стран-подписантов Будапештского меморандума. С другой - партнеров-активистов крымскотатарского национального движения, которые поддержали эту акцию и оказали ей хорошую помощь. Главное - не навредить. Учитываем прежде всего национальную безопасность Украины. Мы участвовали в многораундовых переговорах с экспертами в системе энергетической безопасности Украины. И были приведены аргументы, с которыми нужно считаться.
Как реагируют крымчане?
- Больше всего удивились крымские татары. Отключение света восприняли как механизм борьбы, реальные действия по налаживанию порядка и восстановления справедливости. Когда мы заявили о подключении, пошли различные разговоры и слухи. Это не просто наше решение, а необходимые меры. Блокадой Украина продемонстрировала, что имеет рычаги влияния на оккупационную власть. Думаю, со временем люди поймут, что стоит доверять лидерам крымскотатарского движения.
В принципе Украина не обязана поставлять свет в Крым. И даже тот договор, который существует, ничего не значит. Эти процессы однозначны. Их сразу можно понять. Основной аргумент - позиция дипломатических ведомств, стран, партнеров-гарантов. Была встреча Мустафы Джемилева с послом США, Рефата Чубарова - с послом Великобритании. И ряд других встреч, где просили не препятствовать восстановлению и подаче электроэнергии. Подключение одной из маломощных линий - шаг для того, чтобы не испортить отношения с основными партнерами, которые помогают Украине сохранить целостность.
Возможно ли полное восстановление блокады?
- Все зависит от того, как дальше пойдет процесс. Никто же не говорит о том, что запустят мощные линии.
Может быть такой вариант, что Крым снова останется без света?
- Во-первых, даже тот запущенный энергомост в 100 МВт не сможет полностью обеспечить Крым. Во-вторых, увеличивается нагрузка на сети Краснодарского края России. Там возникает проблема с электроэнергией. Технологически не было предусмотрено, что она пойдет на Крым.
Когда в Крыму не было света, температура была 17-18 градусов тепла. А представьте, что будет в минус 17-18? Даже те 225-250 МВт, которые будут поступать с материка Украины, в лучшем случае обеспечат часть северного Крыма. На большее их не хватит. С холодами потребность в энергии резко вырастет. Один из основных аргументов - не допустить, чтобы в какой-то момент возникли тяжелые последствия. Этого никто не хочет. Страны-партнеры обеспокоены тем, что Россия может соскочить с Минских соглашений. Хотя наша позиция в том, что в них ничего нет о Крыме. Эти вопросы - на разных уровнях. Поэтому вопрос блокады Крыма остается открытым.
Как реагирует украинская власть?
- Сегодня должно быть постановление Кабинета Министров. Самое худшее и страшное то, что парламент Украины не способен отменить законопроект об автономии республики Крым или изменить его. Ибо на Раду давят определенные олигархические группы. Положительно, что в рамках этого закона Кабмин может издавать постановления, регулирующие эти процессы. Я, как член Меджлиса, участвовал в разработке этого документа. Украинская власть прислушалась в том числе и к нашей позиции. Постановление будет результатом совместной работы Меджлиса и правительства Украины. Мы видим желание и пути поиска общего решения.
Что даст это постановление?
- На государственном уровне прекратится товарооборот с полуостровом. За исключением электроэнергии. Это решается на уровне СНБО. Мы понимаем, что поставки электроэнергии в Крым - это вопрос национальной безопасности Украины.
Вы считаете, что достигли своей цели?
- Пока еще нет. Это произойдет, когда будет полностью отрегулирован вопрос энергоснабжения. Он предстает перед СНБО. Это непростая работа, где будут взвешены все процессы. Можно рубить с плеча, но также должны понимать: пока что Украина зависит от России в подаче газа, электроэнергии, сырья для атомных электростанций. Эти вещи надо продумать и взвесить. Иначе можем получить обратное действие. От России можно всего ожидать.
Как хотите добиться, чтобы Россия отказалась от Крыма?
- Основная задача блокады - способствовать тому, чтобы в один момент Россия поняла, что ей дорого содержать Крым. Главная цель акции - деоккупация. Промежуточные цели - освобождение активистов, допуск наблюдателей международных организаций и независимых журналистов в Крым. Мы таких результатов не получили. Более того, усилились репрессии в отношении нашего народа. Но крымские татары это выдерживают и не жалуются.
Что дальше планируете делать?
- Понятно, что если говорилось о морской блокаде, то это не говорилось просто так. Ведется работа, результат будет.
Комментарии
10