Сегодня, 26 июня, в Международный день поддержки жертв пыток, представители правозащитных организаций под Администрацией президента провели акцию-представление. В ней наглядно показали, как расследуются факты о пытках в милиции.
Участники акции, загримированные под жертв пыток, пытались убедить "прокурора" провести расследование избиения в милиции.
"Оснований для прокурорского реагирования не усматриваю. Нет состава преступления!", - отвечал на все заученной фразой "прокурор". Его изображал координатор программ Харьковской правозащитной группы Андрей Диденко.
Участники акции развернули плакат "Вы в ответе за тех, кого посадили". Они требуют создания системы соответственного расследования многочисленных случаев пыток в Украине.
Присутствовали и настоящие жертвы пыток и их родственники.
"Моего сына, Ощепкова Александра, в 98-м обвинили в двойном убийстве. Убили 45-летнего мужчину и 25-летнюю девушку. Обвинили сына, потому что когда-то он встречался с этой девушкой. Сфабриковали дело: "на почве ревности". Сына забрали в четыре утра и начали пытать: подключали ток к гениталиям, надевали пластиковый пакет на голову, били. За сутки он все подписал. Затем 10 дней мочился кровью. За три месяца к нему в камеру Лукьяновского СИЗО подсадили каких-то мужчин, которые отрезали ему мочки уха - чтобы не передумал и на суде правду не говорил. Ему вынесли смертную казнь, потом заменили на пожизненное. В этом году будет 14 лет, как он сидит. Все это дело построено только на явке с повинной, которую у него выбыли пытками - других доказательств нет ", - рассказала 70-летняя Нина Ощепкова.
"Семь лет назад меня арестовали по обвинению в убийстве. Били так, что я подписал все. После того, как я сказал операм, что мне раньше делали трепанацию черепа - меня стали бить по голове. Суд дал мне 10 лет. Затем приговор был отменен и направили дело на дорасследование - сейчас я на подписке о невыезде. Но никто не хочет признавать беспредел следователя и оперуполномоченных, никто не хочет признавать мою невиновность. Три года я отсидел за преступление, которого не совершал. Из дела еще пропадают протоколы показаний свидетелей, которые не могут прийти в суд, чтобы подтвердить свои показания. Всего по делу пропало более 100 листов. На наше заявление в Генпрокуратуру отписали: "Ждите", - рассказал 29-летний Юрий Мосеенков.
Участники акции пообщались с новым омбудсменом Валерией Лутковской, которая проходила возле места проведения акции.
"Не думаю, что создание специального органа, который расследовал бы преступления правоохранителей - идеальный выход из ситуации. Здесь другая проблема: как только суды перестанут признавать в качестве доказательств те доказательства, полученные с пытками во время досудебного следствия - смысла в пытках не будет. Надеюсь, что с принятием нового УПК, эта проблема решится: он предполагает, что только те доказательства, которые объявлены в судебном заседании, являются допустимыми к дальнейшему внедрению. Соответственно, "выбита" явка с повинной будет не нужна", - отметила Лутковская.
Также она пригласила присутствующих прийти к ней на прием во вторник и порекомендовала подавать в суд, если органы прокуратуры отказывают в росследовании и возбуждении уголовного дела относительно пыток в милиции.
"Суд является эффективным средством защиты, чтобы оспорить отказ прокуратуры в возбуждении уголовного дела", - сказала она.
Комментарии
18