В выходные в Подольском депо на Куреневке собираются активисты общественной организации "Киевляне — за общественный транспорт" и до поздней ночи драют обшарпанный вагон — самый старый киевский трамвайчик.
Сейчас ожидают, когда из отпуска вернется столяр. Он оценит, какие доски нужно заменить в салоне и как это сделать лучше всего.
Активисты общественной организации "Киевляне — за общественный транспорт" обратили внимание на этот трамвай год назад. Тогда городское трамвайное хозяйство находилось в стадии реформирования — Лукьяновское депо объединяли с Подольским. Старенький трамвай больше года сиротливо стоял под открытым небом. Вода испортила его оригинальный деревянный салон, неизвестные открутили перила и металлические ручки от сидений.
— Вот тогда нам стало его очень жаль, — объясняет активист организации 21-летний студент КПИ Евгений Гура. — Нельзя городу терять такой вагон! Ему нужно дать новую жизнь. Ведь первые трамваи в тогдашней Российской империи строились именно в Киеве.
С 1892 года этот трамвайчик работал на единственном тогда киевском маршруте — поднимался от Контрактовой площади по Александровскому (теперь - Владимирский) спуску наКрещатик. Что с ним было позднее, толком не знает даже руководство депо. Будто во времена СССР вагон был отправлен в Конотоп (Сумская область), где был переоборудован с пассажирского на служебный. Долгое время трамвай поливал водой и мыл рельсы. Потом кто-то определил его, как ценный экспонат, и трамвай снова отправили в столицу. Директор киевского музея электротранспорта Лидия Ливинская, 78 лет, рассказала "ГПУ", что в 1988 году трамвай отреставрировали.
Берут не менее 50 гривен с каждого
— Трамвая, как такого, даже не было, — вспоминает она. — Так, куски валялись на территории завода.
Тогда в салоне вагона появилась медная табличка. На ней написано, что трамвай изготовлен в 1892 году на Киевском заводе электротранспорта им. Дзержинского. Заказчики таблички скрыли, что до революции предприятие называлось "Завод Менселя".
Депо работ по восстановлению старого трамвая не финансирует. Члены организации "Киевляне — за общественный транспорт" ищут деньги сами. Как правило, списываются с единомышленниками в Интернете, встречаются в городе и получают от них пожертвования. Берут не менее 50 грн с каждого.
— Комитет хочет сам все сделать, а мы только радуемся этому: нам самим сейчас многого недостает, — сказал "ГПУ" Николай Мартынюк, 51 год, заместитель директора Подольского депо.
За прошлую неделю энтузиасты собрали 3,5 тыс. грн. Этого, говорят, маловато. Новое кресло для водителя, заказанное в Днепропетровске, стоит 1,2 тыс. грн. А еще нужно установить стекла, покрасить вагон в сине-голубые цвета, оборудовать динамикой салон и поменять в нем освещение. Ремонт намерены закончить ко Дню Независимости. Вагон на ходу, на праздник он может выехать на маршрут.
Теперь, когда город стал уделять больше внимания городскому электротранспорту, у энтузиастов появилось вдохновение поставить на колеса остальные старые вагоны Киева. Один из них, в народе его называют "тяни-толкай", стоит возле депо имени Шевченко на Борщаговке, другой — на постаменте у Подольского депо на Куреневке.
Как пожертвовать на трамвай
Чтобы сделать взнос на ремонтсамого старого киевского трамвая, следует позвонить по телефону на мобильныйЕвгению Гуре (тел.: 067 749 94 56) и договориться о встрече. Имя и фамилия каждого жертвователя вносится в специальную книгу.
Комментарии