33 года. Столько живет в общежитии на Мартиросяна, 14, Тамара Алексеевна Аленькина, 68 лет. Женщина провела свои лучшие годы в типичной киевской общаге на Соломенке. А теперь она панически боится встретить в общежитии N2 ОАО "Южзападтрансстрой" собственную старость.
Тамара Аленькина 39 лет работала санэпидемиологом на железной дороге. Родилась в городе Сердобск (Пензенская область, Россия), там выросла, вышла замуж. Детей с мужем так и не завели. Рассказывает, что в конце концов не выдержала и "убежала от мужа-тирана". Решила ненадолго поехать к знакомой в Киев. Пожила полгода у нее на Борщаговке и очень полюбила за это время Киев. Решила остаться.
Сначала работала в строительном тресте при киевской железной дороге. Некоторое время жила прямо в здании конторы санэпидемстанции, на Старовокзальной. Потому был безумно рада, когда в 1973 году получила койкоместо в комнате общежития на Мартиросяна. Шесть квадратных метров.
С личной жизнью не сложилось. Красавица Тамара была женщиной с характером.
— Может, нужно было тогда пожертвовать собственными принципами и устраивать свое замужество? — несмело спрашивает у меня Тамара Алексеевна.
Тамара не спешила во второй раз выходить замуж. Условия работы были вредными, она постоянно работала с ядохимикатами. Потому ежегодно получала путевку и отдыхала в Крыму. Занималась спортом, 35 раз прыгала с парашютом. Старшие сестры, которые живут в родном Сердобске до сих пор, всегда завидовали Тамариному стилю жизни. Потому, говорит она, никогда даже не звали ее к себе в гости.
В 1978 году женщина стала в киевскую очередь на квартиру. Показывает старые документы, где она — 68-я претендентка на квартиру. А в последнем официальном письме от киевской власти, датированном 24 мая 2005 года, написано: Тамара Алексеевна стоит в очереди на квартиру под N12.
Придется мыться в умывальнике из шланга
— После чернобыльского 1986-го года получить без блата жилье в Киеве в общей очереди стало невозможно, — говорит с горечью и объясняет: — Чего я прошу? Одного — чтобы государство сжалилось над моим возрастом и одиночеством и дало дожить в достойных условиях, — маленькая хрупкая седая женщина начинает тихо плакать .
Ежемесячно она исправно платит 44 гривни за 13-метровую комнатку. И пишет, рассылает письма в разные государственные инстанции, просит, чтобы те улучшили условия жизни. С улицы общежитие на Мартиросяна выглядит более-менее прилично. Но комнаты не ремонтировались уже лет 15. Недавно в комнате Тамары Аленькиной упала стена — прямо в коридор. Женщина долго переписывалась с ЖЭКом, в конечном итоге стену замуровали, еще и двери поставили двойные.
Тамара Аленькина признается, что ее жизнь в общежитии похожа на каторгу. На третьем этаже вместе с ней живет 16 семей. Восемь детей, из них один — младенец.
— Стены без звукоизоляции. За эти долгие годы я стала нервной. Каждый делает в комнате, что захочет. Младшие громко слушают музыку, семейные ругаются, а дети тарабанят роликами по паркету в коридоре.
Раньше Тамара Алексеевна мылась в подвале, в душевых кабинках. Но старая канализация не выдержала, и теперь из душа вместо горячей воды льется грязь. Нечистоты, засохшие на кафельной стене в общей душевой, нестерпимо воняют.
— Потому мне, уже немолодой женщине, придется мыться в умывальнике из шланга.
В конце встречи Тамара Алексеевна показывает содержание холодильника. Пачка масла, тарелка с сыром, яблоки, манная каша. Ест мягкое, потому что еще не поставила зубных протезов. Очень любит селедку, но покупает ее нечасто: 350 гривен пенсии на все не хватит. Женщина доверчиво открывает бумажник и вынимает записку, которая лежит там несколько лет. "В случае моей смерти сообщите племяннице в Гомеле Ларисе Борисовне Пузыревой". И гомельский адрес.
Сколько киевлян живет в общежитиях — неизвестно
В столице, вместе со студенческими, около 500 общежитий. Сколько именно в них живет людей — неизвестно. Их не считали даже в отделе ведения регистрации и координации работы с общежитиями, которые есть при управлении жилищного обеспечения КГГА.
Посчитайте сами: в среднем в общежитии — 100 комнат, — посоветовала "ГПУ" работница отдела Алла Панасюк.
Сколько людей обычно проживает в одной комнате, в управлении тоже не знают.
На квартирной очереди в Киеве находится 140 тыс. семей. В прошлом году в городе построили 1 млн 200 тыс. кв. м жилья. Очередникам дали немного больше 100 тыс. кв. м. В этом году обещают вдвое больше.
Ольга КРАВЧЕНКО
Комментарии