Если на Стритенье в церкви трещат свечи, то будут летом большие грозы. Поэтому Стритенье также имеет народное название — Громница, а стретенскую свечу называют громницей, громничкой.
— Громничной свечой обкуривали детей от страха, чтобы грома не боялись, — говорит 38-летняя Галина Дахно из села Москали на Черниговщине.
И не только детей: в стритенский вечер " громничной" свечой хозяин " поджаривал" волосы, начиная с востока и вокруг головы, всем членам семьи.
За три дня до Стритенья, 12 февраля, праздновали Громничного отца. Хозяйка собственноручно делала большую восковую свечу, перематываал ее льняной нитью, а на Стритенье святила в церкви.
— Свечи с амодельные делали так, — рассказывает 46-летний Юрий Дахно из села Москали. — Для этого воск растапливают, гнет берут из самотканых льняных ниток и выкатывают свечи на столе. А чтобы свеча была ровненькая, красивая, берут палку из бузины. Тольки надо выбирать потолще, чтобы свечи потолще были. Потом мягкую середину убирают, чтобы получилась пустая, а нижние часть затыкают. Туда всовывают нитку, ее надо отрегулировать, чтобы посередине была, а потом заливают в ту бузиновую трубочку воск и готова красивая свеча.
Громницей, посвяченной от 3 или 12 лет подряд, можно было отвести грозовую тучу. Чтобы уберечься от грома и молнии, пламенем стритенской свечи рисовали на сволоках " громничные знаки" — розетки с крестами.
— Несут эту свечу из церкви домой так, чтобы она не потухла, — рассказывала в 2004-ом тогда 79-летняя Ольга Дмитренко, переселенная из села Базар Народицкого района на Житомирщине. — И вечером все село в свечах, идут. И там на сволоках, дверях, в хлевах такие кресты ставили. Они от грома хорошо оберегают. Держат ее за образами, а если гром гремит, то ее зажигают и на окне ставят.
Другая переселенка — 74-летняя Галина Потапчук из села Обиходы Коростенского района на Житомирщине — рассказала, как отворачивали от села бурю и градовую тучу:
— Зажигали громничку, просили Бога и говорили: "Святой Макарочка, святой Макарочка, разгони эту недобрую тучку, чтобы не было у нас беды". Как это говорили, так это такое я и сейчас говорю.
Громничной свече приписывают и лечебную силу. В северных районах Житомирщины бабки-шепотухи использовали лен из стритенской свечи для "сжигания мальвы" — лечения воспаления кожи. Скручивали девять шариков и сжигали на стритенской свече, приговаривая: "Свечка сгорает, а болезнь раба божьего покидает".
Громничку клали под подушку от бессонницы, обкуривали детей от испуга и лихорадки. Ее давали в руки умирающему во время чтения отходной молитвы. Верили, что она освещает ему дорогу на тот свет.
Стритенские свечи затыкали в ворота и калитки на Ивана Купала. На утро их якобы находили обгрызанными со всех сторон ведьмами. Они так и не смогли перебороть защитную силу громничок и добраться до скота. Если выгрызет стритенскую свечу обычная серая мышь, то якобы превратится в летучую мышь. А если в Чистый четверг полезть на чердак с освяченой стритенской свечой, то можно увидеть там домового в красной рубашке.
Стритенская вода сильнее иорданской
— На Стритенье в церкви святят воду. Эта вода считается более сильной, чем иорданская, и помогает от болезней тела и души. Ее хранят дома, за иконами, и лечат и людей, и скот, и пчел, — рассказывает Юрий Дахно из села Москали на Черниговщине.
Ее давали пить безнадежно больным, ставили на окне для душ покойников во время поминальных обедов.
— На Стритенье стрелки (сосульки. — "ГПУ") брали и растапливали. Это святая вода. Такая вода считается целебной от всего, особенно от сглаза — добавляет Галина Дахно, жена Юрия.
Если кого-то сглазят, то берут стритенскую воду и неожиданно льют на человека так, чтобы он не видел. Потом тепло укрывают больного. Он должен заснуть — проснется здоровым. Стритенской водой пасечники обрызгивают и ульи, чтобы пчелы хорошо роились, а чужие не наскакивали на пасеку. Когда-то ею обрызгивали чумаков, отправлявшихся за солью. Ею благословлял отец сына, отправляя в армию.
На Харьковщине до недавнего времени ночью под стритенье старший в семье мужчина приходил к колодцу и просил:
— Здоров, колодец Роман, и вода Оляно, и ты, земля Татьяна! Дай мне, Роман, воды от всякой беды!
На пороге дома его встречала жена с иконой, переливала воду из одного сосуда в другой. Хранила ее в течение года как средство от всех неурядиц — от ведьмы, сглаза, лихорадки. Также в этот день меряют воду в колодце: если она прибывает, то это предвещает прибыли от урожая.
Целебную силу имеет и хлеб, спеченный на Стретенье. На него знахари вышептывали сглаз (порчи), давали больным вместе со стритенской водой. Его освящали в церкви и держали дома. При пожаре с ним оббегали вокруг дома, чтобы огонь не пошел дальше.
Комментарии