"Присвяток в честь Алексея — человека Божьего приходится на 30 марта. Его так называли, потому что он был праведник: людям помогал, а сам жил как ни щий, - рассказывает 65-летняя Анна Стеценко из села Красное Белоцерковского района на Киевщине. — Он хороший был, и его называют еще Теплым Алешкой. И это уже всегда на Алексея первый теплый день и весна настоящая на чинае тся".
Говорит, что на Теплого Алексея щука-рыба "хвостом лед разбивает". А птичка овсянка поет:
— Шмаровоз, шмарово з, бросай сани, бери воз, и пое дем по рогоз!
Или:
— Дед, дед, сей ячмень!
Если на Алексея отобрать зерно для посева — урожай будет хорошим, пшеница уродит "чистая, как золото". С этого дня начинали работать во дворе. На севере Житомирщины приговаривают: "На Теплого Лексия корова на вереск, рыба на нерест, пчела на ульи, а баба — за кудель да под крыльцо".
— Какой день на Алексея, такое и лето будет, — заверяет Анна Стеценко.
По погоде предсказывают, будут ли роиться пчелы. Солнечная — обещает много новых роев, дождь — хороший медосбор, ветер — меда ждать нечего. Теплого Алексея своим опекуном считали пасечники. В этот день заведено "будить пчелу". Ульи выносят из зимовщика на пасеку и в первый раз выпускают пчел, "чтобы посмотрели на свет".
К святому Алексею обращаются с молитвой защитить пчел от злых уроков, краж роев, болезней, мора. Борти и ульи обкуривают ладаном, сухими васильками, обрызгивают свяченой водой. К ним приговаривают:
— Сегодня Теплого Алексея, ваш день на облет. Нуте, пчелы, готовьтесь: пришла пора, идите и не ленитесь.
Пасечник в этот день никуда не уходит из дома — чтобы пчелы в течение лета не убежали с пасеки. Для этого их выпускали для первого облета сквозь дырку в ка лаче. Его готовили из остатков всех блюд, которые были на столе на Сочельник. А чтобы пчелы хорошо размножались, леток улья обмазывают овечьим молоком. Улей обвязывают льн яны ми нитками, затыкают в них веточки свяченой ивы, чтобы новые рои не покидали пасеку.
— На Теплого Алексея мо й отец пче л смотрел и ульи чистил и приговаривал: "Мы вас выносим на волю, чтобы вы давали нам меду достаточно", — рассказывала в 2004-м тогда 82-летняя Мария Гошко из села Октябрьское Попельнянского района на Житомирщине. — Там был мед, которы й не сьели пче ли за зи му, отец его вырезает. Одни соты хорошие, такие серенькие. И несет отец в дом этот холодный мед сивый и всех угощает. Такой в кусны й! А в которы х ульях меду нет, тем пче лам туда си ты добавляет.
Из леса пасечник приносил муравьев и варил их в меду. Этим подкармливал хилых после зимовки пчел, "чтобы были работящими, как муравьи".
Чтобы защититься от нападения чужих роев, клали в ульи щучью голову с острыми зубами. Посыпали улей толченым перцем — он должен был придать насекомым выносливости.
На пасеке ставили икону преподобного Алексея и святых Зосимы и Савватия как покровителей пчеловодства. Для отпугивания злых сил вешали на длинной жерди конский череп или убитую ворону.
Чтобы правильно выбрать место под пасеку, на ночь оставляли новый горшок. В него новой ложкой отмеряли 39 ложек воды. На следующий день ее переме ри вали: если насчитывали 40 ложек — место считали богоугодным.
Пчелу в Украине считают Божьим насекомым, которое "делает воск Богу на отплату, Исусу Христу на посве т".
— Пчела такое же существо, как и человек. Никогда не скажут, что пчела сдыхает. Говорят только, что она умирает, — рассказывает пасечник из села Германовка Обуховского района на Киевщине Сергей Кононенко, 67 лет. — По поведению пчел можно предсказать погоду. На лютую затяжную зиму плотно так прополисом весь улей заклеивают. А когда портится погода, они злятся. Потому что настроились на работу, а тут тебе дождь. Они и раздражаются чисто как люди. Пчелы своего пасечника в лицо знают, всегда узнают. Меня, например, никогда не кусают. И хорошего человека, с хорошим настроением и улыбкой в сердце, некогда жалить не станут. Раздраженный человек становится агрессивным, адреналин выделяет, и пчелы это чувствуют, нервничают и жалятся.
Пасечник должен быть умеренным, не употреблять алкоголь, не курить и не материться. Пчелы этого не терпят. Считают, что где есть пчелы, там в семье согласие и достаток. Кража пчел из пасеки является смертным грехом: уничтожить пасеку — то же, что обворовать церковь.
О пчеловодах, у которых хорошо велось на пасеке, говорили, что те нанимали на службу "черта-пасечника". Вызвать его можно было, отварив веточку, на которую садился первый рой. До восхода солнца пчеловод выносил отвар на пасеку, там раздевался и мылся им с головы до ног. Якобы сразу же появлялся "дух-пасечник" и начинал хозяйничать. После смерти пчеловода исчезал. Переводились и пчелы — говорят, что отправлялись за хозяином на тот свет.
Женщин на пасеку не пускали — не заведено было. Только вдов, которые получали ее в наследство от мужа.
Рамочный улей изобрел Петр Прокопович
В Киевской Руси мед добывали бортничеством: в лесу находили диких пчел, которые роились в дуплах деревьев, — бортях. На таких деревьях ставили клеймо — знак собственности. Мед и вощину забирали осенью. Впоследствии бортники начали делать в деревьях и пнях искусственные дупла и заманивали туда рои.
Домашнее пчеловодство в Украине распространилось со второй половины ХІV в. Пчел держали в ульях — выжженных или выдолбленных внутри колодах. Их и до сих пор применяют, вешают на деревьях. Кроме дуплянок, были также плетеные из соломы ульи- соломяники. Ульи-мазанки делали из глины и соломы, сапетовые плели из лозы или камыша. Их выносили на пасеки в лес, на солнечные полянки. Летком — щелью — поворачивали к солнцу. Такую пасеку ограждали невысоким плетнем. Рядом ставили шалаш для пасечника, сооружения для переработки меда и воска.
Мед из сотов выбирали дважды в год — в июле и августе –сентябре. Вынутые из ульев соты в теплых помещениях — "медовых банях" — складывали в специальные сита над корытами. Туда стекал мед.
В 1814 году украинский пчеловод Петр Прокопович разработал более совершенный разборный рамочный улей — дадан. Мед из сот стали "выкачивать" с помощью центрифуги — медогонки. Пасека Прокоповича насчитывала более 10 тыс. пчелиных семей и была крупнейшей в мире.
Комментарии