Проблема современных людей - это неумение сосредотачиваться, в том числе и на отношениях - так считал еще в прошлом веке известный философ Эрих Фромм. Что уж говорить о нынешнем поколении - удивляется поэтесса и переводчица Екатерина Девдера. В интервью Gazeta.ua она поделилась размышлениями о любви и чувствах опираясь на несколько своих любимых книг.
Эрих Фромм - немецко-еврейский философ, время активности которого приходится на 1950-70-е годы.
Больше всего мне импонирует его идея Фромма, что мы все безумно несосредоточены. Причем Фромм пишет в прошлом веке, когда все были еще далеко не так несосредоточены, как сейчас. Он пишет, что любовь требует сосредоточенности, что нужно сосредоточиться на другом человеке.
Другой тезис Фромма - не бывает безответной любви. Он говорит о том, что если мы действительно глубоко любим кого-то, то сила нашей любви такова, что вызывает любовь взамен.
Эрих Фромм критиковал Зигмунда Фрейда за обесценивание интимности
Фромм критикует Фрейда, который обесценивал интимность и все упрощал. Фромм взамен показывает, что в нашем обществе мы все делаем очень конвейерным, хотим все и сразу, глотаем друг друга, как конфеты, и не даем себе времени глубоко познать другого человека. Мы не готовы постепенно познавать истинную интимность.
Импонирует, что любовь у Фромма расценивается именно как искусство: он говорит о том, что любви, как и любому из искусств, нужно учиться.
Нынешнее поколение не кажется вам более прагматичным в этом?
Не так прагматичным, как осторожным. Это хорошо показывает Богдана Матияш в своем сборнике "Песнь песней". Она очень осознает душевную надщербленисть и покоцанисть людей нашего времени. Мы все несовершенные, все израненные. И наша любовь тоже. О такой любви, как ветхозаветная, описанная в "Песни песней" в Библии, мы можем сейчас только мечтать - чтобы так любить, чтобы так открываться, чтобы чувствовать себя настолько прекрасными. Непросто нам сказать сегодня любимой: "Моя милая, моя чистая". Нам было бы больно услышать на такие слова непонимание или отказ.
Литература не должна нас менять, ее задача - помочь нам хорошо провести время. Но когда я читаю Богдану, чувствую, что это, хоть и на короткое время, но меня меняет. Ее письмо меня замедляет и показывает мне какие-то важные вещи. У нее есть стихотворение об августе. Когда двое отдыхают на берегу реки. Август - последний месяц лета. То есть, все, что с ними происходит, все, что у них есть, становится особенно ценным.
Такая тонкая любовная лирика присуща преимущественно женщинам?
В ней много именно женской чувствительности. Мне важен сборник стихов Марьяны Кияновской "К Эр", которую издало издательство "Пирамида". В этом году будет 12 лет со времени ухода поэта Игоря Рымарука. Не думаю, что Кияновская это афиширует, но в литературных кругах говорят о том, что ее сборник "К Эр" посвящен именно Рымаруку.
Эта книга - о куртуазной любви. Стихи, в которых женщина обращается к своему любимому. Здесь очень много ощущения об общении трубадура и прекрасной дамы. Она его воспевает и в чем-то ему поклоняется.
Сборник одновременно и чувственный, и мистический. В своих историях она использует образы из мировой культуры, известные мировые любовные истории, которые вплетаются в контекст ее истории.
Мне особенно нравятся такие строки: "І вибрав не царства без ліку, а жменю піску: у чистому полі впіймати коня і вітер. Скресла дорога — і перемінилась в ріку. А смерть — це коли вилити душу з відер".
Марьяна Кияновская инициирует сейчас выход сборника эссе памяти Рымарука.
Если вернуться к философам, нет ли универсальных формул человеческих взаимоотношений независимо от времени и эпохи?
Философов читать часто трудно, потому что часто их письмо очень неоднозначное. Но довольно прозрачным и понятным мне показался Мартин Бубер с его трудом "Я и ты. Путь человека за хасидским учением". У него есть две основные теории: "я - оно", и "я - ты". Он говорит, что в нашей повседневности мы постоянно находимся в разговоре, в диалоге. Эта книга о том, что жизни вне диалога нет. Но этот диалог может быть разный. Может быть "я-оно", когда я к другому отношусь как к объекту, и я думаю, как я могу этот объект использовать, чем он может быть мне полезен. Или "я - ты", когда другой становится для нас ценностью в себе и даже больше, когда другой человек заполняет собой весь небесный простор. Когда мы воспринимаем людей как объект, мы и себя в определенной степени объективизируем. Если же другой человек для нас самодостаточен - то и наше "я" становится самодостаточным.
Автор говорит о том, что человек обречен всегда балансировать между этими двумя моментами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Тарас Прохасько показывает, что писателем можно быть достойно и человечно
Мне нравится предыстория этого мышления о диалоге. Автор рассказывает историю, что однажды вечером к нему пришел кто-то из его студентов и попросил о разговоре. У автора не было времени, поэтому он отказался. А позже узнал, что этот парень, который просил поговорить, покончил с собой. Не потому, что разговора не было, по какой-то другой причине. Но, возможно, если бы профессор с ним поговорил, то сложилось бы иначе. Из этого возникает понимание, насколько важный момент "здесь и сейчас".
Эрих Селиґман Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне - 18 марта 1980, Локарно) - социальный психолог, философ, психоаналитик, немецкий еврей по происхождению, представитель "Франкфуртской школы", один из основателей неофрейдизма и фрейдо-марксизма.
Комментарии