Ексклюзивы
вторник, 14 апреля 2020 15:00

Валерий Запорожан: "Коронавирус дал толчок "электронным университетам" и трансляционной медицине"
6

 

Пандемия COVID-19 создала новые экономические условия, от адаптации к которым зависит выживаемость бизнесов, институций и целых отраслей. Наименьшие убытки понесут те, кто уже работает в онлайн или готов к цифровой трансформации. В этом кроются не только вызовы, но и возможности. В условиях кризиса долгожданная диджитализация коснулась в Украине даже столь консервативных здравоохранения и образования. О новых точках роста, лечении и обучении в условиях карантина, о медреформе и шансах украинской медицинской науки говорим с главой Ученого совета Одесского национального медуниверситета, почетным доктором 19 зарубежных университетов и ассоциаций академиком Валерием Запорожаном.

Карантин стал проблемой для Одесского медуниверситета?

Скорее – вызовом. За предыдущие годы нам удалось создать добротную информационно-технологическую инфраструктуру, поэтому перевод студентов на дистанционное обучение не составил труда. Это немного непривычно для всех, но большого ущерба учебному процессу не принесло. Студенты "посещают" онлайн-лекции и мастер-классы, готовятся к ОСКЭ (Объективный структурированный клинический экзамен. — Ред.) при помощи видеоуроков на нашем youtube-канале. Мы довольно давно работали над онлайн-обучением и оказались готовы к такому повороту. Что касается университетских клиник, то они, в соответствии с постановлением Кабинета министров, приостановили амбулаторный прием и переведены в режим полной готовности. Они не вошли в перечень клинических баз для приема пациентов с COVID-19. Но, если ситуация начнет выходить из-под контроля и мы получим соответствующее указание от Министерства здравоохранения, будем во всеоружии.

Что касается сотрудников, могу заверить, что никто не потеряет работу, это для меня вопрос принципиальный. Зарплаты выплачиваем в полном объеме, никаких сокращений и урезаний не будет. Сейчас много и правильно говорят об ответственности. Людей — за свое здоровье, работодателей — за своих сотрудников. В Одесском университете работают тысячи людей, которых мы не имеем права подвести. Даже в тяжелые 1990-е, когда ученые, педагоги и инженеры вынужденно уходили торговать на рынки, мы сохранили коллектив и зарплаты. Так что карантин — это не первое испытание, которое, я уверен, наш коллектив пройдет в полном составе.

Вы лично знакомы с новым министром Максимом Степановым?

Да, он довольно долго работал в Одесской облгосадминистрации. Мы встречались по вопросам, связанным с университетом и клиниками.

Что можете о нем сказать?

Что он, как и его предшественник (Илья Емец — Ред.), возглавил министерство в самое сложное для здравоохранения время. Каждый украинец лично заинтересован в том, чтобы он справился.

Министр пока публично не представлял свое видение медреформы. Сказал лишь, что это второй после коронавируса приоритет. Вам известна его позиция?

Даже если так, с моей стороны было бы некорректно говорить за него. Из его публичных выступлений в СМИ мне запомнилось обязательное медицинское страхование. Это обнадеживает. Хотим мы того или нет, но мир движется в сторону коммерциализации. Поэтому и здравоохранение в Украине рано или поздно придет к страховой медицине. О ней еще со времен президента Ющенко говорят, и пока никто не предложил ничего лучшего. Проблема только в том, что дальше разговоров дело не заходило, и вместо страховой медицины мы имеем то, что имеем.

С этого года в Украине меняется принцип финансирования вузов. Теперь оно будет зависеть не от количества бюджетников, а от качества подготовки. Как вы к этому относитесь?

Позитивно. Знаете, пандемия показала, что украинцы не могут позволить себе жить на одну зарплату — ее может не стать в любой момент. Так и государственные учреждения не могут и не должны сидеть на шее у государства. Оно, безусловно, должно помогать, финансировать, в первую очередь, научные разработки, но не содержать. Корреляция финансирования и качества образовательных услуг будет стимулировать университеты становиться лучше, расширять международное партнерство, бороться за гранты и вкладываться в профессиональную подготовку. Вузов у нас много, конкурентная борьба между ними должна поощряться. Для Одесского университета нововведения не стали ни шоком, ни вызовом. Потому что все, что мы делали, всегда было направлено на качество обучения. Создана достаточная материально-техническая база. Во главе обучения поставлен компетентностный подход.

Еще 4 года назад, будучи ректором, я создал Центр контроля за качеством образования. Это оснащенная комната на 300 компьютеров, где любой студент может готовиться к КРОКам: проходить пробные тесты, проверять свои знания, подтягивать "хвосты". Вторая функция центра — автоматизированный допуск или недопуск к сессии. Студент проходит тест, и система, которой безразлично, кто перед ней сидит, ставит оценку.

Еще один аспект — ответственность университета перед студентами. Поступая в медицинский, они должны быть уверены в том, что получат необходимые навыки, будут профпригодными и востребованными. Поэтому, кроме оценок, важный показатель — трудоустройство. Мы всегда работали в этом направлении. Поддерживаем отношения с департаментами здравоохранения всех областей, мониторим рынок, проводим ярмарки вакансий. Еще до пандемии была идея разработать реестр выпускников. Но коронавирус многое поставил на паузу.

Вы сказали, что давно работали над онлайн-обучением. Какую цель вы перед собой ставили, учитывая, что о пандемии тогда никто и подумать не мог?

Мы хотим в течение 5 лет весь учебный контент всех кафедр "упаковать" в онлайн. Студент заболел, просит у товарища переписать конспект. Вы знаете, что конспекты иногда никакой критики не выдерживают. Вместо того, чтобы переписывать, может сам просмотреть видеолекцию. Плюс это отличный вариант на случай академотпуска.

Кроме того, у нас уже несколько лет работает онлайн-библиотека. Доступны все учебные материалы на разных языках, включая английский. Наша библиотека — часть глобальной сети, где можно найти учебники, по которым учатся студенты Йельского университета, Стэнфорда и десятков других. Сейчас на базе библиотеки разрабатываем дистанционный курс последипломного обучения онлайн, чтобы врачи со всей Украины могли прослушать лекции, сдать экзамен и получить свой сертификат. Такой же подход в перспективе можно применять и к заочникам. Я считаю, это очень актуальный и конкурентный подход к образованию.

 

Мне нравится концепция государства в смартфоне. Технологии — это всегда об эффективности и прозрачности. Мы хотим провести аудит и реализовать большой проект "электронный университет": оцифровать рабочие места, ввести понятный и измеряемый KPI для каждого преподавателя, проректора и ректора, свести учебные материалы в единую базу данных.

Еще одна идея — постепенно перевести наши "бумажные" научные журналы в электронные англоязычные издания. С 1997 года при университете работает издательство, мы выпустили более 500 наименований пособий, учебников и книг. Это важно, но для развития науки, для повышения индексов цитирования, престижа украинской медицины надо оцифровываться.

 

Вам не кажется, что в условиях хронического недофинансирования уже в ближайшие годы украинская наука исчезнет как явление?

Ситуация тяжелейшая, но я против категоричности. Наука — абсолютно убыточная область. В любой стране мира это затратно и неприбыльно: условно одно исследование из тысячи даст результат. Поэтому наука не может существовать без грантов, а у наших ученых к ним доступа нет, к сожалению. Например, "Горизонт 2020". Сколько бы мы не подавали туда заявок, а это полгода работы, результат — ноль. Гранты дают Европе, которой верят. Украинцы же могут быть только соисполнителями гранта. Мы пытаемся выйти из этой ситуации и создали Институт трансляционной медицины. Почему такое название? Иными словами, от стола исследователя — к постели больного. Направление обрело популярность в последнее десятилетие. Суть в том, что ученые занимаются максимально практическими исследованиями, которые приведут к качественному улучшению диагностики и лечения, профилактики, мониторинга и т.д.

Ваш университет готов к таким исследованиям?

Несколько примеров. Мы сможем определять чувствительность к химиопрепаратам. У таких пациентов нет времени и денег на эксперименты, нужно быстрое и точное решение. Сможем определять предрасположенность к онкологическим заболеваниям и метаболическому синдрому. Это состояние, которое включает огромное количество симптомов: ожирение, нарушение гормонального фона и другие. С нашим оборудованием мы сможем предсказывать развитие этого синдрома на очень ранних стадиях. Есть большая перспектива по части ранней диагностики любой формы рака. Работаем с двумя итальянскими университетами, аналогов их исследованиям на территории Украины нет. Речь идет о прогнозе риска развития рака по так называемым экзосомам. Это частички, выделяемые в межклеточное пространство клетками, которые только начали онкотрансформацию. Мы подготовили людей, всю юридическую часть и площадку для общих научных исследований в этой области.

Есть много акушерских патологий, которые мы можем исследовать и диагностировать на ранних этапах. Наш университет выглядит очень хорошо, у нас есть все условия и современное оборудование, чтобы запустить эти проекты.

 

Вы часто вспоминаете об оборудовании. Вас критиковали за излишние траты, что тренажеры и симуляторы не по карману государственному университету.

Государственное финансирование — это треть университетского бюджета. Мы оказываем качественные образовательные услуги и зарабатываем на этом. Учим студентов из более чем 50 стран мира, первыми в Украине перешли на английский язык преподавания. Мы закупили это оборудование и будем закупать его в будущем, потому что, во-первых, оно необходимо. Во-вторых, мы не можем позволить себе учить студентов на аппаратах середины прошлого века. У нас когда-то была Счетная палата и они спрашивали, зачем нам все это, если в районных больницах стоит оборудование 1960-х годов. Логики в этом вопросе нет.

В нашей университетской клинике на Тенистой практически во всех учебных комнатах есть связь с операционной. Камера охватывает операционное поле, хирург комментирует все свои действия. Мы так работаем. Недавно у нас был профессор из Израиля, директор Медицинского центра гинекологии и акушерства и неотложных состояний Тель-Авивского университета и директор центра симуляционных технологий того же университета. Он подтвердил, что наши симуляционные классы и профессиональный уровень специалистов не уступают общемировым. Это — основа компетентностной подготовки, позволяющая нашим студентам не просто знать предмет, но и развивать именно практические навыки, уметь применить их в лечении пациентов.

 

Что за симуляционное оборудование и как оно используется в учебном процессе?

Это роботизированные манекены, полностью повторяющие анатомию и физиологию человека. В мире никто не подпустит выпускника к пациенту, пока он не доведет свои практические навыки до автоматизма при помощи симулятора. На них студенты изучают строение органов, учатся проводить операции, делать УЗИ и т.д. Симулятор сам оценивает действия студента, не преподаватель. С помощью таких тренажеров сдают также государственные экзамены. В мире давно работает эта система, мы же в Украине начали не с того — с клинически ориентированного экзамена, не сформировав компетентностный подход к обучению.

Как проходит экзамен? Нет преподавателя, нет комиссии, нет дрожащих от страха студентов. Есть несколько кабинетов, так называемых станций, оборудованных ноутбуком, манекенами, симулятором и всеми необходимыми инструментами. В каждом кабинете висит задание, на выполнение у студента — 5 минут. Студенту присваивают номер, никаких фамилий — полная анонимность. За каждое задание студент получает определенное число баллов, затем они суммируются и абсолютно объективно оценивают знания и умения, устраняют коррупционные риски и субъективность преподавателя. Психологи анализировали результаты и состояние студентов и пришли к выводу, что они меньше подвергаются стрессу и лучше справляются с заданиями.

Кстати еще одно наше новшество — станция "Коммуникативные навыки". С этого года начинаем больше внимания уделять именно коммуникации врача с пациентом. Это направление в нашей стране зря недооценивают, ведь именно от общения зависит и взаимное доверие, и сбор информации для диагностики и лечения.

 

Пандемия коронавируса сказалась на международной работе университета?

Весь мир на паузе, и мы не исключение. Чтобы привлечь иностранных специалистов, дать студентам доступ к мировому опыту и знаниям, мы еще в 1990-х создали так называемый Институт почетных докторов. На сегодняшний день у нас их около 20. Это большая гордость, что такие люди читают лекции нашим студентам. Среди них в свое время был выдающийся Кристиан Барнард, автор первой в мире пересадки сердца. Вольфган Хользкрегон, автор метода пренатального скрининга — раннего определения патологий плода. Есть предварительная договоренность с молекулярным биологом университета Вирджинии Натали Колман, которая может стать научным супервайзером нашего университета. Она специализируется на клеточных технологиях в области ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований. Специалистов такого уровня на нашем пространстве очень мало. Но коронавирус вмешался в наши планы. Эта работа продолжится, как только мир справится с пандемией.

У вас есть идеи, когда это может произойти?

Этого никто не знает. Даже в ВОЗ призвали слишком не рассчитывать на то, что вирус перестанет распространяться в летнее время. Поэтому нам остается только сохранять бдительность, заботиться о близких и извлекать уроки. Напомню, что в начале ХХ века "испанка", которая казалась непреодолимым бедствием, дала мощнейший импульс для развития систем здравоохранения, которые в будущем стали ведущими в мире. Поэтому вслед за новой пандемией последует развитие медицинских технологий, и это обнадеживает.

Сейчас вы читаете новость «Валерий Запорожан: "Коронавирус дал толчок "электронным университетам" и трансляционной медицине"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть