Украинский науке сейчас мешают развиваться низкий уровень оплаты труда, нехватка оборудования и отток кадров. В другие сферы, например, IT, или за границу.
Так считает Галина Клим, доктор технических наук, профессор кафедры специализированных компьютерных систем Института компьютерных технологий, автоматики и метрологии Национального университета "Львовская политехника". Рассказала Gazeta.ua о состоянии науки в Украине и важнейших задачах, которые стоят перед сферой.
- После избрания Анатолия Загородного президентом Национальной академии наук надежды должны быть к лучшему, - говорит Галина Клим. - На то, что наука начнет развиваться хотя бы на несколько процентов. В том же направлении, в котором движется, например, Польша.
У нас сейчас наука на примитивном уровне. Не хватает оборудования, научного потенциала. Квалифицированные специалисты, ища себе лучшую долю, едут за границу на те же позиции, в аспирантуры. С приходом нового руководства, возможно, начнется политика, которая прекратит отток мозгов, будет поощрять молодых кадров оставаться и работать здесь.
Академию наук можно реформировать или легче создать с нуля?
- С нуля - тяжелый, длительный и громоздкий процесс. В идеале следует реформировать. Оптимальный вариант - сделать ее приближенной к образованию. Эти две сферы должны быть вместе, шагать нога в ногу. Стоит приобщить Академию наук к университетской деятельности. Возможно, создавать какие-то центры при учебных заведениях. Все-таки университеты готовят молодых кадров, в которых в Академии нуждаются, потому что они потом продолжают свою научную деятельность в ее институтах.
Конечно, в Академии наук много такой старой закалки. И нужно как-то себя ломать, переосмысливать. Старшие академики видят в одном ракурсе, а молодежь мыслит в другом направлении. Наверное, будет конфликт интересов между представителями разных поколений. Но нужно искать компромиссы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Избрали новый состав президиума НАН Украины
Возраст подавляющего большинства членов президиума НАН превышает 70 лет. Почему туда не приходят молодые ученые?
- Здесь два варианта развития событий. Первый - это то, что молодежь ищет себе более оплачиваемые работы. Многие ученые не идут в науку, потому что ищут хорошее место, в частности в направлении компьютерных технологий. Есть куча IT-компаний, где такие специалисты востребованы. А в Академии зарплаты на порядки ниже, чем предлагают на соответствующих фирмах.
Другая причина - это консерватизм в Академии наук. Где достичь определенного уровня требовалось только достигнув соответствующего возраста. Поэтому и такой дисбаланс.
Думаю, политика начнет меняться. Но опять же - для привлечения молодежи и снижения возраста Академии нужны финансовые вливания, которые сегодня требуют быть лучше.
В 2017-м был создан Национальный фонд исследований. Он должен был стать локомотивом изменений, спонсировать отдельных ученых и научные команды на основании независимой экспертной оценки. Дало ли это заметные результаты?
- В этом году впервые были проведены два конкурса при поддержке Нацфонда. Конечно, попытки сделаны. Проведена колоссальная работа. Но выявлено много недостатков. Из-за большого количества поданных проектов сложно было привлечь столько экспертов. Наверное, поэтому не все достаточно квалифицированные.
С другой стороны, это дополнительный стимул работать. Потому что в конкурсе команды формировались таким образом, что 50 процентов - это должны быть молодые ученые. Такой подход помог привлечь их к выполнению проектов. Но многие из тех, которые бы стоили внимания - остались за пределами конкурса, так как не получили достаточной оценки.
Поэтому на следующие конкурсы нужно учесть все недостатки, допущенные в этом. Также стоит разграничивать, какие проекты идут от Академии и какие - от образовательных учреждений. Потому что это разный уровень. Академия имеет возможность больше заниматься наукой, чем университеты, основная миссия которых - образовательная.
У нас слабая популяризация науки. О ее достижениях и фамилии ученых знают очень мало людей. Почему так?
- Популяризация не столь уж примитивна. В последние несколько лет стартовала. Уже неплохо развиты такие сферы, как технические, физико-математические, химические.
Но уровень оплаты труда отпугивает молодежь. Даже потенциально возможные украинские нобелевские лауреаты на определенном этапе оставляют или науку, или страну. Здесь работать на ее благо удается, только если сотрудничают с западными партнерами. Там средства совсем другого уровня. Потому что хотя основную поддержку ученые ожидают от государства, опыт показывает, что ее можно долго ждать. Приходится искать другие пути.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Объекты Национальной академии наук превратили в свалки — госаудитслужба
На что стоит прежде всего направлять государственную поддержку науки?
- В моей сфере, например, есть большая потребность в дорогом, уникальном оборудовании, которого в Украине нет или трудно приобрести. Важно реализовать такую возможность. Тогда ученые будут и на чем работать, и нас будут совсем по-другому оценивать на международном уровне. Сможем больше публиковаться в серьезных журналах. Это будет повышать рейтинги университетов и институтов Академии наук. Только таким образом можно подняться на высшую ступень.
Также стоит в технических направлениях создавать центры при IT-компаниях, многие из которых требуют решения задач научного характера. Поэтому если бы поддерживали финансово, то это был бы дополнительный стимул привлечь молодых ученых к науке в целом.
Может дать толчок к большему интересу к науке пандемия, которая наглядно показала ее важность?
- В отдельных сферах, да. Сейчас было подготовлено много проектов по борьбе с ковидом. Хотя они в основном ориентированы на моделирование. С другой стороны, усложнились работы, связанные с выполнением международных проектов. Ибо невозможно выполнять иностранные визиты, посещать университеты и лаборатории из-за ограничений. Поэтому ситуация развернулась двояко. Кто-то сумел лучше работать, а другие направления испытывают проблемы и застой, потому что не могут себя полностью реализовать.
Насколько украинская наука вовлечена в мировой контекст?
- Благодаря определенным сферам украинская наука все-таки занимает неплохое место в мире. Это химические и технические специальности. Но судя по уровню международных публикаций, несколько отстают гуманитарные.
В целом наши специалисты очень ценятся за рубежом из-за того, что имеют идеи. Попав туда, могут их реализовать в рамках международных проектов. Наши идеи - ценные. Иногда зарубежные лаборатории имеют все оборудование, но не знают, что бы они еще могли сделать. А только наши люди там появляются - сразу начинает кипеть работа.
7 октября президентом Национальной академии наук Украины избрали академика 69-летнего Анатолия Загородного. До этого ее 58 лет возглавлял 101-летний Борис Патон.
Комментарии