Большинство людей, рожденных в 2000-х, реже помогают родителям в домашних делах, чем предыдущие поколения детей, заметили педагоги.
- Это действительно так. Существует несколько причин. Первая - это то, что родители сами хотят уберечь детей от тяжелого труда. То есть они их лишний раз не нагружают. Развитие техники дошло до того, что много домашних дел, которые ранее могли делать дети, стали автоматизированными и упрощенными. В результате получается так, что взрослые не нагружают детей, - говорит Gazeta.ua психолог Ирина Губеладзе.
Она рассказывает, как правильно приучать детей к домашней работе и объясняет почему это важно.
Какова роль распространения смартфонов и игровых приставок в лени детей. Повлияли ли они на то, что дети не пытаются помогать родителям?
- Да, действительно. Дети постоянно сидят за гаджетами и их в принципе трудно оторвать и мотивировать к любой деятельности. Например, это касается обучения, творчества, спортивных кружков. Получается так, что родителям проще позволить ребенку тихо сидеть за гаджетами и самим быстро все сделать, чем уделить внимание тому, чтобы ребенка научить, проконтролировать и она сделала это правильно. Пока ребенок учиться, он будет делать ошибки и что-то рассыпать, разливать, бить, за ней следует убирать. На самом деле это требует от родителей еще больше времени и энергии.
Важно детей приучать к работе?
- Очень важно. Такая трудотерапия может ассоциироваться с Советским Союзом, но на самом деле это важно по нескольким причинам. Первая - это развитие самого ребенка. Начиная с развития мелкой моторики, когда детей 2-3 лет приучают складывать свои игрушки и вещи. Для них это действительно сложная задача и они приучаются контролировать и организовывать свое тело, чтобы сделать это осторожно. Они приучаются к дисциплине. Например, если родители ввели правило, что каждый вечер игрушки идут спать в свою корзинку, то это является правилом и дисциплиной. Это правило нарушать нельзя. Таким образом формируется ответственность ребенка за свои игрушки, вещи и определенную зону деятельности.
Как это влияет напрямую на ответственность?
- Если ребенку доверяют подмести, заложить стирку или помыть посуду, то это и небольшая часть, за которую ребенок несет ответственность. И в конце концов такие дети вырастают ответственными взрослыми. Они не просто умеют выполнять действия, но ответственны за что-то. Вот это самое важное достояние.
Когда следует начинать приучать детей к работе?
- Только ребенок овладел вертикальным способом хождения и уже может хотя бы собирать свои игрушки. Родители должны показывать своим примером, как они это делают, не раскидывают вещи, а составляют их к ящичков. Так же ребенок приучается к тому, ее игрушки и вещи должны быть на своих местах. Надо помнить, что мы сами делаем все с ребенком. Не надо ожидать, что ребенок в полтора года будет самостоятельно собирать игрушки. Нужно каждый раз давать ребенку сложные задачи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Украине не воспринимают школьной формы - эксперт
Как лучше - поручать делать только то, что ей нравится, или половину давать того, что надо сделать реально?
- Любимые дела - это конечно хорошо, но всегда должно быть зона роста. Есть дела, которые ребенок не любит. Можно попытаться как-то их обыграть, подать в форме игры, попросить о помощи и делать это дозировано. Другое дело, когда есть задачи, которые ребенок никогда не выполнял. Он может бояться это делать, потому что не имеет соответствующего опыта. Вот такие задачи надо постепенно давать. Это называется зоной развития. Таким образом ребенок растет, учится чему-то новому и, возможно, ей это тоже понравится.
Как быть, когда эта помощь вредит или неуместна? Как правильно отказать ребенку в его помощи?
- Или вы отдаете часть посильной работы или предлагаете другой формат работы. Например, ребенок предлагает помочь вымесить тесто. Вы понимаете, что все будет в муке. Поблагодарите, что ребенок хочет помочь и объясните, что очень торопитесь, поэтому надо сделать это быстро и качественно.
Как приучить ребенка к работе и помощи в возрасте 7-12 лет? Что ей стоит доверять делать?
- 7-12 лет уже более ответственный возраст. Надо помнить, что в этом возрасте родители и их авторитет уже отходит на второй план. В младшей школе авторитетным лицом является учитель, а в подростковом возрасте - сверстники. То есть 11-12 лет - это уже начальный подростковый этап. На детей начинают влиять сверстники, поэтому любые категорические указания со стороны родителей они не будут воспринимать. Надо смотреть с кем общается ребенок, какое у нее круг общения, какие кружки и секции посещает, с кем он может делать общие дела. Вы можете сами предлагать работу, но чтобы они делали с друзьями что-то совместно. Подростки делать это более охотно.
Стоит детям возраста 10-12 лет платить за выполнение домашних дел, чтобы поощрять?
- Ни в коем случае. За выполнение домашних обязанностей платить нельзя. Это может привести к плохим последствиям. Скажем, в подростковом возрасте это может дойти до того, что ребенок ничего не будет делать, пока не получит деньги.
Какие ошибки делают родители, в дальнейшем отвлекают детей от работы?
- Самая главная ошибка - это обесценивание или игнорирование детского труда. Например, ребенок может сам инициировать уборка игрушек и даже не сказать вам об этом. Если вы это заметили и никак не отметили, то для него это выглядит полным обесцениванием труда. Существует большая вероятность того, что ребенок не будет делать это дело снова.
С марта прошлого года спрос на репетиторов вырос. Востребованными стали специалисты из тех предметов, по которым обязательно Внешнее независимое оценивание. Популярным стало онлайнрепетиторство. Это заметили аналитики интернет-платформы репетиторов "Буки".
Комментарии