За последние несколько дней цены АЗС на топливо пошли вверх. Прибавили в стоимости и бензин, и автогаз. Насколько устойчива такая тенденция, а также какие внешние и внутренние факторы провоцируют дестабилизационные процессы на рынке топлива в Украине, пояснили эксперты.
За выходные автогаз на украинских АЗС прибавил в цене от 30 до 50 коп. на литре, а ценники на бензин уверенно стремятся к отметке 54 грн за литр.
Внешние факторы: граница
Все это происходит на фоне усугубления кризиса на польской границе, где блокируются украинские грузы.
Из документа под названием "План деблокады", который правительство Дениса Шмыгаля предложило полякам с целью урегулирования ситуации на границе, видно, что топливо пока не признано товаром стратегического значения.
"Сегодня эта блокада угрожает национальной безопасности Украины. Мы благодарны польскому правительству за четкую позицию по пропуску через границу боеприпасов, военного оборудования, гуманитарной помощи, медицинских средств. Считаем, что такой подход должен быть распространен на критически необходимое Украине горючее", - отмечал Шмигаль.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Пусть бы шли под свои ужонды" - почему поляки блокируют границу, кому это выгодно и какие будут последствия
По словам топливного эксперта Александра Сиренко, события на польской границе имеют прямое влияние на рынок горючего в Украине.
"Это событие отражается на рынке газа. Сейчас из-за блокады ввоз (автогаза) перекрыт, и мы пытаемся завозить другими путями. Плохая новость - цена на газ растет, и на прошлой неделе ценник в группе поднялся на 10% на газ", - пояснил эксперт.
Логично предположить, что пока протесты поляков будут продолжены, а план Шмыгаля не будет согласовываться, стабильность украинского топливного рынка продолжает находиться под угрозой.
Внутренние факторы: давление силовиков
Однако поляки, граница и протесты - не единственные дестабилизирующие факторы, которые могут спровоцировать возвращение очередей автомобилистов на украинские АЗС и лимиты на пролив топлива.
Внутренняя проблема давления правоохранителей на бизнес даже после личного вмешательства президента Владимира Зеленского пока остается актуальной. И игроков топливного рынка она тоже не обходит стороной.
Как следует из постановлений днепровских судов, под прессингом прокуроров в Днепре оказались по меньшей мере две украинские сети АЗС - "Прайм" и "Мотто".
У компаний заблокированы счета, наложены аресты на имущество, транспорт, бензовоз, изъята хозяйственная документация. Одним словом, имеет место блокировка операционной деятельности компаний, хотя уголовное производство, в рамках которого все это происходит, не касается самих АЗС. Дело, как говорится в судебных документах, ведется исключительно по Павлоградскому нефтеперерабатывающему заводу.
Под брендом Motto работают примерно 70-75 заправок, у Prime до полномасштабного вторжения было около 40 заправок.
Сеть "Прайм" с начала войны в Украине в 2014 году, по словам владельца Дмитрия Леушкина, пережила уже две релокации. Каждый раз бизнесу удавалось возобновлять свою работу и даже стать одними из ключевых импортеров топлива в Украину во время кризиса 2022 года.
В прокуратуре Днепропетровской области, которая и заблокировала работу операторов украинского топливного рынка, до сих пор не сделали по этому поводу ни одного публичного заявления или объяснений.
Так или иначе, однако внутренний фактор - давление на бизнес, пока не меньше польских протестов может провоцировать основания для новых кризисных проявлений на топливном рынке Украины.
По инициативе президента Украины Владимира Зеленского, из-за массовых фактов давления силовиков на предпринимателей, был создан Совет по поддержке предпринимательства в условиях военного положения. Очевидно, что в условиях риска топливного дефицита в стране следует ожидать и его реакции на изложенные факты.
Комментарии