понедельник, 26 июня 2023 19:00

Александр Кацуба: "Украинская энергетика: вызовы, которые мы должны преодолеть"

Украинская энергетика столкнулась с самым большим кризисом в своей истории из-за российской агрессии и глобальных кризисов, но все это может решить адекватная государственная политика и инвестиции.

Российский ракетный террор, террористическое уничтожение Каховской ГЭС и постоянная угроза Запорожской АЭС — это только то, что очевидно угрожает энергетической и экологической безопасности страны. Украинская энергетическая независимость была объектом атаки российского террористического государства еще до начала войны в 2014 году.

С конца 90-х годов прошлого столетия Россия пыталась использовать нефть и газ как оружие против Украины. А со становлением путинской диктатуры россияне сделали все, чтобы в украинской энергетике (особенно в газовой и атомной отраслях) было как можно больше российского влияния и российского капитала. Мы очень долго жили в иллюзии, что россияне могут быть цивилизованными партнерами — вплоть до событий 2013-2014 годов и начала российского вторжения.

Но кроме внешнего врага, который коварно подтачивал нашу энергетическую независимость, Украина сама совершила достаточно ошибок и была крайне непоследовательной. Что и сформировало нашу повышенную уязвимость к враждебным действиям России.

Автор: pixabay.com
  Александр Кацуба: «Украинская энергетика: вызовы, которые мы должны преодолеть».
Александр Кацуба: «Украинская энергетика: вызовы, которые мы должны преодолеть».

Итак, с какими вызовами сталкивается украинская энергетика сейчас и что нас ждет после войны?

Разрушение или повреждение больших мощностей генерации. Война еще не окончена, а Украина уже потеряла Каховскую ГЭС, часть тепловой генерации, разрушены несколько крупных электростанций альтернативного поколения. Еще с 2014 года россиянами оккупирована шельфовая добыча в Черном море. Конечно, все мы рассчитываем на полную деоккупацию территории Украины, но сколько еще россияне успеют разрушить, утопить и поломать до того, как война закончится?

Низкая энергоэффективность коммунального хозяйства и экономики в целом. К сожалению, за 30 лет мы всего несколько лет (2016-2018) и за счет средств доноров (Всемирный банк, Правительство Швеции и Правительство Германии) на достаточном уровне финансировали программы по энергосбережению и энергомодернизации. Украинская экономика, коммунальное хозяйство (в том числе — и в Киеве) и практически вся промышленность до сих пор обеспечивают титул наиболее энергонеэффективной экономики в Европе.

Пренебрежение потенциалом собственной добычи. Мы постоянно слышим об украинских сланцах, нефти и газе, а также о потенциале украинских урановых месторождений (об атомной энергетике в следующем пункте). Но последние крупные государственные проекты по добыче собственного газа и нефти были реализованы более 10 лет назад, а частная добыча сдерживается чрезмерным государственным регулированием и низкой инвестиционной привлекательностью Украины.

Дилемма атомной энергетики. Мы точно знаем, что россияне продолжат ракетный и шахидный террор, будут и дальше атаковать нашу энергетическую инфраструктуру и они до сих пор держат под оккупацией крупнейшую АЭС Европы — Запорожскую. Мы все надеемся, что нам удастся избежать еще одной экологической катастрофы, но не можем ожидать, что Запорожская АЭС сможет работать так, как работала до войны.

В стратегии развития энергетики к 2050 году от Кабмина (ее приняли за несколько недель до 24 февраля) предусмотрено строительство еще двух атомных реакторов до 2030 года. Но, скорее всего, как только завершатся боевые действия, нам придется искать деньги на строительство 4-6 новых реакторов, чтобы компенсировать потери генерации и обеспечить экономическое развитие стабильными источниками энергии. В то же время этой идее могут сопротивляться европейские чиновники и экоактивисты. Однако — к сожалению — лучшего инструмента (относительно) быстро и (относительно) дешево нарастить генерацию после войны у нас нет.

Монополизм и завышенная роль государства. Здесь не подвергается сомнению необходимость государственного контроля за Энергоатомом, но со всей другой энергетикой есть вопросы. Создание НАК "Нефтегаз" в свое время привело к искусственной монополизации газового рынка и создало огромное поле для манипуляций и коррупции. И на многие годы заблокировало (или — как минимум — очень ограничило) формирование цивилизованного рынка газа. То же с функционированием Укрнафты, которая фактически оказалась под олигархическим контролем. На рынке электроэнергетики ситуация, с одной стороны, проще (там несколько государственных и частных игроков), но при этом монополизация на региональном уровне и полный контроль за подключением новых мощностей создает проблемы для развития экономики. И это — следующий вызов.

Текущий рынок электроэнергетики и энергии мешает привлечению инвестиций и экономическому развитию. Украина, пока был рейтинг Doing Business, стабильно занимала место в конце списка доступности подключений электроэнергии для новых предприятий. Государство до сих пор не может урегулировать отношения бизнеса и инвесторов с крупными энергетическими компаниями, в результате чего бизнес вынужден тратить значительные средства и время на подключение к сетям, на которые в Польше уходят считанные дни. Этот вызов — прямое следствие монополизма на энергетических рынках и мощного лобби энергетических компаний. В то же время бизнес вынужден страдать и просто выбирает для размещения другие, более адекватные в этом вопросе страны.

Требования "зеленого перехода" не всегда гармонируются с вызовами настоящего и будущего. Когда зимой украинцы заживляли свой бизнес и дома тысячами генераторов, это вызвало физическую боль у экологов. И это понятно — это крайне не экологично. Война — вообще — очень неэкологичное дело. Но у Украины нет выбора — нам грозит физическое уничтожение. То же нас ожидает сразу после войны. Нам нужно будет максимально быстро и дешево восстанавливать свои мощности, питать энергией восстановление страны, завозить в страну много промышленного, энергетического, строительного оборудования, не все из которого будет новым и экологичным. В первые 5-10 лет после войны нам придется по максимуму использовать свой атомный и углеродный потенциал — в том числе наращивать добычу нефти, газа и — возможно — угля. Это может вступить в противоречие с экологическими и энергетическими стандартами ЕС, но для нас восстановление и развитие Украины должно быть в приоритете. Поэтому нас ждут сложные и очень компромиссные переговоры с нашими европейскими и американскими партнерами.

Стратегия развития энергетики, которую представило еще до 24 февраля Министерство энергетики, уже устарела. Там акцент сделан на развитии зеленой энергетики, на зеленом переходе и гармонизации с европейским законодательством. Кроме того, в Стратегии отражены еще несколько декларативных целей. Как всегда в нашем планировании на уровне государства — без того, где взять деньги под все эти декларации.

Уже сейчас мы понимаем, что энергетическая стратегия должна быть совсем другой и учитывать вызовы, сформировавшиеся после 2022 года. Это не только война, разрушение старой энергетики и постоянные угрозы российских террористов. Это еще и обострение глобального противостояния между США, Европой с одной стороны и Россией, Китаем и другими диктатурами — с другой. Это — состоявшаяся "сланцевая революция", которая вернула США титул экспортера нефти и газа. Это диверсификация поставщиков для ЕС из-за российской агрессии и т.д. Все эти тенденции будут влиять на глобальный энергетический рынок и на Украину тоже.

Чтобы преодолеть все эти вызовы в будущем, Правительство, Парламент и профильное министерство уже сейчас должны действовать. Разрабатывать Стратегию и законы, которые сделают нашу энергетику более рыночной, более эффективной, более открытой для инвестиций. Потому что ключевые вызовы для энергетики Украины — мировые шоки, война и отсутствие стратегии — требуют от нас действовать.

Российская Федерация может перекрыть одну из последних магистралей, по которой транспортирует свой газ в Европу.

Поток российского газа через Украину может прекратиться уже к концу следующего года, пишет Reuters.

Сейчас вы читаете новость «Александр Кацуба: "Украинская энергетика: вызовы, которые мы должны преодолеть"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8642
Голосование На какую помощь от Европы и мира Украине следует рассчитывать после войны?
  • Польша обещает "план Маршалла" – большую программу финансовой поддержки
  • Списание всех долгов по внешним кредитам
  • Все средства от конфискации имущества и ресурсов РФ в мире
  • Помощи не будет. Ограничатся поддержкой беженцев
  • Мне безразлично
Просмотреть