В ближайшее время парламенту предстоит пройти очередной тест на готовность к реформированию страны. Ожидается, что Кабмин согласует и направит в Верховную Раду проект Закона "Об особенностях управления объектами государственной собственности в лесной отрасли...".
Планируется завершить реформу, начатую еще в 2021 году по укрупнению лесхозов и продолженную в прошлом году созданием ГП "Леса Украины". На третьем этапе ГП трансформируется в акционерное общество, что значительно расширит возможности развития отрасли. Владельцем лесов по-прежнему останется государство. В этом контексте реформа ничего не меняет.
Приватизация самого предприятия будет законодательно запрещена. Ни лес, ни право постоянного пользования земельными участками лесного фонда не входит в уставный капитал АО, а следовательно, запугивание по приватизации леса безосновательно. Также реформа не нарушает гарантированных конституционных прав граждан относительно собственности украинского народа и права беспрепятственного доступа граждан в леса.
Национальная лесная компания должна получить в управление не только 7,5 млн. га государственных, но и 1,3 млн. га коммунальных лесов. К АО присоединят леса Минобороны и других государственных структур.
Реформа вызвала отрицательную реакцию руководства многих местных общин. Появилось множество обращений и петиций в стиле "не дадим своровать лес" с призывом "не допустить передачу лесов общин акционерному обществу". Причина возмущения якобы в "нарушении права территориальных общин распоряжаться своими землями".
На самом деле, общины никто не оставляет права пользования лесами. Это нонсенс. Вопрос только о том, кто и как будет осуществлять хозяйственную деятельность. В этом смысле следует сравнить основные показатели эффективности хозяйствования в государственных и коммунальных лесах.
Как свидетельствуют результаты работы лесной отрасли в 2022 году, коммунальные леса превратились в коррупционную кормушку для местной элиты. Лес продается по заниженным ценам, а часто просто разворовывается. Нет ни контроля, ни надлежащего лесовосстановления.
За 2022 лесохозяйственными предприятиями коммунальной собственности было реализовано 1 млн 347 тыс. куб. м. необработанной древесины на сумму 1 млрд 664 млн грн.
Доход государственных предприятий – 23,5 млрд. грн. Реализовано 13,5 млн. куб. м. древесины. То есть площадь лесов ГП "Леса Украины" больше в 6 раз, а доход в 15! Разница в 2,5 раза!
Местные руководители оправдываются, что их леса преимущественно искусственно созданы на малопродуктивных землях и выполняют не лесозаготовительные, а защитные функции. Породный состав, полнота и запасы, особенно спелых и перестойных насаждений, хуже в коммунальных лесах, чем в государственных. Поэтому и доходы, а также объемы уплаты налогов коммунальными лесхозами не соизмеримы с деятельностью государственных отраслевых предприятий.
Однако защитники коммунальных лесхозов почему-то желают не упоминать, что в 2022 году более 60% от общего объема реализации в этом году коммунальщики реализовывали по прямым договорам (808 тыс. куб. м. древесины). Только 23% необработанной древесины было продано на электронных аукционах товарных бирж. В то же время, государственными предприятиями на аукционах реализовано более 93% (некоторое время в начале войны биржи по техническим причинам не работали). Именно поэтому стоимость обезличенного кубометра реализованной древесины у коммунальных лесхозов составляет 1235 грн, что на 505 грн меньше, чем у предприятий Гослесагентства.
По дровам топливным средняя реализационная стоимость у коммунальщиков меньше на 65 грн., дровяной древесине промышленного использования на 342 грн., лесоматериалах круглых на 946 грн.
То есть коммунальщики не только меньше заготавливают, они еще и искусственно придерживаются непрозрачных механизмов продаж. Поэтому цены у них в среднем на 30% меньше, чем в ГП "Леса Украины". В результате за 2022 год коммунальными предприятиями недополучен доход в объеме 680 млн грн, а бюджетами всех уровней поступлений на сумму около 300 млн грн.
Уровень контроля в коммунальных предприятиях значительно ниже. Явно наблюдаются масштабные злоупотребления с сортностью древесины. На рубках главного использования в коммунальных лесах было заготовлено 637 тыс. куб. м. необработанной древесины, из которой 296 тыс. куб. м. круглых лесоматериалов, что составляет 46%. В то же время выход лесоматериалов круглых государственных лесохозяйственных предприятий составляет 52%.
Если в государственных лесах запас спелых и перестойных насаждений составляет 300 куб. м. на га и больше, то в лесах других пользователей – 200 куб. м. на га и меньше. Но что делают в коммунальных предприятиях, чтобы улучшить ситуацию? Высаживают новые леса? Не угадали.
Согласно данным интернет-ресурса "Зеленая страна" государственными лесохозяйственными предприятиями за 2021-2022 годы высажено 213 млн деревьев, коммунальными лесохозяйственными предприятиями - 19 млн, что меньше в 11 раз. Саженцев с закрытой корневой системой коммунальщики почти не используют, потому что не имеют. Следовательно, лесовосстановление у них работает как минимум вдвое хуже.
У Кабмина остается два варианта. Присоединить коммунальные лесхозы к АО, подтянуть их к единым стандартам управления (увеличение площади высадки, контроль, прозрачная реализация, механизация заготовки, инвестиции и т.п.), или оставить лесхозы на прокорм местным элитам. От первого варианта выигрывает страна в целом, выигрывает госбюджет, выиграют местные бюджеты и местные общины. Ведь переход в АО означает детенизацию заготовки, увеличение поступлений от рентной платы, рост зарплат сотрудников и, соответственно, отчислений в местную казну. Увеличение высадки означает сохранение лесов, улучшение их качества. Что касается второго варианта, то здесь проиграют все кроме некоторых местных руководителей, которые уже не смогут бесплатно получать древесину для собственных пилорам.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что ДП "Леса Украины", которое вскоре трансформируют в АО, коммунальные леса совершенно не нужны. ГП сегодня сложно реализовать свою древесину, цены на минимуме, спрос очень ограничен. ГП привлекает инвестиции и ресурсы для восстановления хозяйств Юга и Востока (государственные субвенции на это не выделены). А им ставят очередную задачу – навести порядок, найти средства и инвестировать в сохранение и развитие коммунальных лесов. Но в завершенные реформы заинтересована страна. Ибо решить множество проблем, которые давят на отрасль, можно только путем объединения и централизации системы управления.
Комментарии