В 2018 году не стоит ожидать сокращения объемов импорта угля.
Такое мнение высказал Максим Немчинов, независимый энергетический эксперт, один из авторов законопроекта о рынке угля, выступая в рамках круглого стола Европейской бизнес ассоциации "Рыночное ценообразование на энергоресурсы как часть международных обязательств Украины и фактор энергобезопасности".
По его словам, в 2018 году ситуация вряд ли кардинально изменится – будет падение уровня собственной добычи угля, падение производства товарной продукции до 2 млн т.
"По моему мнению, нужно срочно приватизировать, привлечь частные инвестиции и дать частным инвесторам в такой ситуации работать и зарабатывать деньги, пока есть такая возможность. Потому что, как правильно сказал господин Вовк, это очень инертный рынок. Сегодня вкладываешь, а получаешь послезавтра. Не завтра, а послезавтра. Поэтому у нас времени мало, и я считаю, что 2018-й - это будет год сплошного дефицита угольной продукции. Относительно ценообразования – я считаю, что однозначно это должен быть открытый рынок", - отметил он.
Относительно стоимости энергоресурса, Максими Немчинов подчеркнул, что пиковое потребление угля в условиях его дефицита влияет на цену топлива, поскольку Украина импортирует недостающий уголь из-за рубежа. "Начнем с марки А. Когда у нас в 2016 году было пиковое потребление – 13 млн т. А потом, в 2017 году, мы резко потеряли этот ресурс. Что произошло на рынке – на рынке сняли почти 7 млн т предложения, и одновременно появился спрос на внешних рынках. Поэтому появился дефицит. Рынок антрацита – очень сбалансированный. Там нельзя одновременно купить одну, две или три тонны – это сразу приводит к росту цены", - рассказал Максим Немчинов.
По его словам, принятое решение перевести тепловые электростанции с антрацитовой группы угля на газовую привело к дефициту угля газовой группы в Украине. Переход с марки А на марку Г создает определенный дефицит. А решение увеличения собственной добычи принято не было. А если и было, то оно ничем не подкреплено. В итоге имеем дефицитный рынок – дефицит угля марки Г на уровне 3 млн т. И имеем одну из самых высоких цен, потому что дефицит, потому что нам нужно ввозить уголь", - объясняет эксперт.
Напомним, 13 декабря в Европейской бизнес ассоциации прошел круглый стол, посвященный рыночному ценообразованию на энергоресурсы. Представители власти, депутаты, представители международных финансовых организаций и эксперты рынка выступили за продолжение последовательной политики государства по установлению рыночных механизмов ценообразования в энергетике и ликвидацию ценовой дискриминации между импортными и отечественными энергоресурсами. Как сообщалось ранее, в 2016 году по инициативе международных организаций и доноров Украина начала процесс либерализации системы ценообразования на энергоресурсы, в результате чего были утверждены формулы расчета цены на газ для промышленности и населения "Дюссельдорф+" и расчета цены угля "Роттердам+".
Комментарии