Закон о реинтеграции оккупированных территорий не может и не должен останавливать войну.
Такое мнение в интервью Gazeta.ua выразил политолог Михаил Басараб.
- Это ложные ожидания. Закон должен выполнить другие задачи: зафиксировать законодательно акт вооруженной агрессии Российской Федерации и факт временной оккупации Крыма и Донбасса, унифицировать позицию Украины относительно всех оккупированных территорий и предоставить им статус таких. А также заложить основу для формирования консолидированной претензии Украины по России, как государства-агрессора. Она должна нести ответственность за то, что происходит на оккупированных территориях. И в будущем, после поражения в войне, возместить нам нанесенный ущерб.
Этот закон - шаг к возвращению региона силой?
Нет, он не должен ускорить возврат оккупированных территорий. Принятие закона должно помешать планам России "впихнуть" нам оккупированый Донбасс на их условиях. И через него терроризировать всю Украину. Он должен признать ответственность России за все, что происходит в ОРДЛО. Иначе Россия будет иметь основания настаивать на том, что это внутренний конфликт, и мы за него нести ответственность.
Донбасс - инструмент в руках Кремля для политического усмирения Украины
Выполняет эти задачи законопроект, который внес Порошенко?
Нет, не выполняет. Несмотря на то, что в нем достаточно четко прописаны положения о вооруженной агрессии РФ и статус временно оккупированных территорий ОРДЛО, он не унифицирует позицию Украины относительно Донбасса и Крыма. Касается только отдельных регионов Донецкой и Луганской областей. Получается, что мы разделяем предложенный Кремлем подход, в Крыму и на Донбассе разные, не связанные между собой ситуации. То есть говорим только о Востоке, почти забыв о аннексирован полуостров. Это пагубно из стратегических соображений. Это движение в заданном Кремлем алгоритме, который не отвечает интересам Украины.
Поможет ли принятие этого законопроекта вернуть территории Донбасса?
предметом конфликта между Россией и Украиной является не Восток, а государственность Украины.
У нас не стоит вопрос любой ценой и в любом состоянии получить Донбасс назад. ОРДЛО - это территория сплошной гуманитарной и техногенной катастрофы. Украина должна вернуть оккупированные территории в соответствии со своими интересами, а не российскими условиями.
Этот законопроект никоим образом не приближает нас к решению ситуации, которую имеем сегодня с оккупированными территориями. Донбасс - инструмент в руках Кремля для политического усмирения Украины.
Признавая территории оккупированными, снимаем ответственность за их содержание. Что это изменит?
В обнародованном законопроекте прописано, что Россия полностью отвечает за то, что происходит на территории оккупированного Донбасса. Но это только первый шаг в выставления претензий Украины к РФ. Однако, подготовка такой претензии и реальное возмещение ущерба- разные вещи. Для возмещения должен состояться длительный процесс преследования России международным сообществом в соответствии с международным правом. Россия сейчас выставляет определенные условия, а Украина под давлением Запада принимает правовые акты. Это отнюдь не свидетельствует о фиаско агрессора.
Тем более, Россия играет сейчас как отстраненный субъект, который предлагает варианты урегулирования внутреннего конфликта на территории Украины. Принятие этого закона не означает автоматического возмещения причиненных убытков.
Упоминание о Минские договоренности - прихоть президента Украины или Запада
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Президентский закон о Донбасса "зашел" в Раду
Какие недостатки имеет законопроект?
Меня настораживает, что руководитель Объединенного оперативного штаба будет устанавливать режим пересечения линии разграничения для граждан и товаров. Это может стать фундаментом для манипулирования режимом блокады временно оккупированных территорий. Есть угроза отмены или ослабления ее. А блокада необходима в языках ведения войны.
Еще один недостаток этого законопроекта - упоминание Минских договоренностей. Это прихоть или президента Украины, потому что они - основа его так называемого мирного плана, или западных партнеров. Однако, это не имеет никакого содержательного смысла.
Как выполнения Минских договоренностей, о котором идет речь в законопроекте, будет согласовываться с идеей введения на Донбасс миротворцев?
Минские договоренности не могут согласовываться с идеей миротворцев, но никого это не волнует. Президент заявлял, что мы не будем договариваться с ДНР и ЛНР. Но с другой стороны, Россия тоже не признает своего присутствия на Донбассе. Поэтому возникает вопрос, с кем Украина будет согласовывать внедрение миротворческой миссии. У нас очень много правовых коллизий в так называемом мирном процессе по Донбассе. Но на них никто не обращает внимания. Поэтому не исключаю, что если ключевые участники процесса примут политическое решение о миротворцах на Донбассе, им никак не помешает гибридная легитимация Минских договоренностей украинским законодательством. Вполне возможно, что для Украины примут какое-то уникальное решение, которое будет противоречить предыдущей практике.
Законопроект о реинтеграции Донбасса, внесенный президентом Петром Порошенко, предполагает признание Российской Федерации агрессором и определяет Минские договоренности как приоритетные
Комментарии
1