Ексклюзивы
вторник, 05 января 2021 18:50

Переселенцам никто ничего не должен - психолог

Дети - переселенцы апатичны. Даже на перемене, в столовой, они равнодушно выбирают себе пищу. Нет даже желания выбрать себе что-то вкуснее. Учатся они средне, из 10 учеников успешных будет двое. Об этом Gazeta.ua рассказала врач-психолог, член Ассоциации коррекционных педагогов Украины Наталья Липка.

Автор: Командование объединенных сил ВС Украины
  Маленькие дети, которые переехали из оккупированного Донбасса менее уязвимы, чем подростки, потому что их комфорт зависит от присутствия мамы и папы рядом
Маленькие дети, которые переехали из оккупированного Донбасса менее уязвимы, чем подростки, потому что их комфорт зависит от присутствия мамы и папы рядом

Какие комплексы, жизненные установки, убеждения у детей, приезжающих с оккупированных территорий?

Наверное начнем с убеждений - их нет. Самая мягкая их эмоция - растерянность. Потом есть сожаление о том, что потеряли: жилье, семью, друзей. Потом - отчаяние и грусть по своему дому, родной землей.

Часть таких детей апатична. Даже на перемене, в столовой, они равнодушно выбирают себе пищу. Нет даже желания выбрать себе что-то вкуснее. Учатся они средне, из 10 учеников успешных будет двое.

Универсальных методов адаптации к детям - переселенцам школа не применяет

Эти дети мало улыбаются, мало играют и не реагируют на позитив. Наблюдала за такими - получили хорошую оценку или плохую, а реакции - ноль.

На них сильно действует российская пропаганда и они воспринимают войну на Донбассе не как российскую интервенцию, а как гражданскую войну.

Чем эти эмоции отличаются от тех, что переживают люди, которые просто переехали в другой город?

Для человека, который переехал, например, из Киева во Львов эта жизненное событие было запланированным. В случае с переселенцами главным фактором выступает именно вынужденность переезда. Они спасались.

Универсальных методов адаптации к детям - переселенцам школа не применяет, не видит в этом необходимости. Не развивает это направление работы и не привлекает специалистов. Когда возникают проблемы - вмешиваются учителя, а дети жалуются родителям. В итоге возникает конфликт.

Изменения в психике зависят от того, что ребенок видел

Когда мы к чему-то привыкаем, то потеряв чувствуем боль. Мы по этому скорбим. Свои чувства некоторые дети, а зачастую их родители и взрослые так и описывают фразой "у нас забрали". Они не понимают, что новое - это не плохое и не хорошее, а просто новое и с этим надо жить.

Приведу аналог из Библии - Лоту сказали бежать из Содома и не оборачиваться, а его жена не послушалась и погибла.

Мы объясняем этим людям истины, что там было опасно. Показываем другую жизнь, преимущества нового.

Автор: Новини України 24
  Дети с оккупированных территорий переживают стресс из-за разорваны социальные связи с родителями, друзьями
Дети с оккупированных территорий переживают стресс из-за разорваны социальные связи с родителями, друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дети погибших военных будут питаться бесплатно

В чем причина?

Виновато государство, которое начало хаотично помогать и жалеть. Должны были привлечь психологов, которые привели-бы психику переселенцев к здоровому состоянию.

Переселенцы самостоятельно не знают что делать с собой. Война отразилась на психике - там, на оккупированной стороне, остались могилы их родителей, их родственники. Им трудно понять, надолго ли все затянется и что будет дальше. Как искать жилье, работу. Добавилась и эпидемия ковида. Они не хотят жить на полную, потому что не знают как. Не имеют опыта адаптироваться и начать жизнь заново.

Как переезд или 7 лет оккупации повлияли на их личность?

Переселенцы с которыми я работала почему-то считают нас виноватыми и относятся к украинцам как к обслуживающему персоналу.

Изменения в психике зависят от того, что ребенок видел. Если кровь и насилие, тогда эти травмы необходимо проработать в детстве, иначе останутся на всю жизнь.

Это также ответственность родителей, многие из них обращают мало внимания на своих детей. Считают, что все хорошо, а должны быть внимательнее, говорить.

У переселенцев слабее развита черта самостоятельности. Они не думают как бы самому разобраться в ситуации. Эти люди ищут виновного - советское мышление, которое вдалбливали в сознание трех поколений. Это корень проблемы и он не исчезнет так быстро, как бы нам хотелось.

Автор: ukraine.segodnya.ua
  "Дети-переселенцы апатичны. Даже на перемене, в столовой, они равнодушно выбирают себе пищу. Нету даже желание выбрать себе что-то вкуснее. Учатся они средне, с 10 учеников успешных будет двое", - психолог Наталья Липка
"Дети-переселенцы апатичны. Даже на перемене, в столовой, они равнодушно выбирают себе пищу. Нету даже желание выбрать себе что-то вкуснее. Учатся они средне, с 10 учеников успешных будет двое", - психолог Наталья Липка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Держала в руках муляжи автоматов АК-47"

Как с ними общаться чтобы не возникало конфликтных ситуаций?

Надо давать разнообразие информации. Формировать заинтересованность процессом самообразования. Мы обращаем внимание родителей на собственное поведение и поведение детей. Привлекаем их к воспитанию детей. Это кропотливая работа и ее должно проводить государство. Но многое делается "в холостую": переселенцы ищут российский контент, к которому привыкли, зону комфорта.

Как молодым людям с оккупированных территорий интегрироваться в общество?

Во-первых, осознать, что они не младенцы, не дети, а взрослые люди. Понять, что им никто ничего не должен. Заниматься самообразованием, своими потребностями, а не перекладывать ответственность за себя на других.

Им надо формировать внутреннюю культуру, осознание того, что новое - безопасно. Кроме этого, эти люди должны осознать, что в "чужой монастырь со своим кадилом не идут". Должны с другими людьми обращаться достойно.

Только тогда, когда перестанем их жалеть, начнется взрослый, нормальный диалог.

Как должны действовать государственные институты? Какие должны быть программы интеграции, общения и взаимодействия?

Их в начале принимали без экзаменов в престижные учебные заведения, в которые до войны они могли проступить только пройдя конкурс. От такой "шары" часть студентов перестала ходить на пары и готовиться к занятиям.

Так произошло, потому что их убедили в том, что они несчастны. На самом деле "несчастья" нет, - есть жизненная ситуация, которую надо решать. Это называется приобретенная беспомощность. Это когда человек не желает менять положение дел, так называемую зону комфорта. Начинается деградация.

тогда, когда перестанем их жалеть, начнется взрослый, нормальный диалог.

Государство должно не давать льгот, а запустить процесс психологической реабилитации. Психотерапевты должны были настроить их на рабочий лад. Объяснить, что теперь их жизнь именно такая и ее надо жить. Надо было в начале сказать, что помощь имеет предел, а дальше человек сам должен работать. Помочь на старте, дать возможность закрепиться и встать на ноги, а затем отпустить.

К сожалению, психологических, психотерапевтических наработок очень мало, потому что опыта работы с переселенцами не было.

Количество желающих посетить оккупированный Крым сократилось.

С начала 2020 года админграницу с оккупированным Крымом пересекли 538 тыс. граждан и 75 тыс. транспортных средств, сообщает пресс-служба Государственной пограничной службы Украины,

Сейчас вы читаете новость «Переселенцам никто ничего не должен - психолог». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 25817
Голосование Возможен ли мир на Донбассе за "формуле Штайнмайера" (выборы + отвода войск + амнистия боевиков + особый статус Донбасса)?
  • Так, пора заканчивать войну любыми способами
  • Нет, мир будет только после победы
  • Нужно дальше проводить переговоры и привлечь к ним США
  • Война в Украине закончится только после возвращения Крыма
  • Ваш вариант (в комментариях)
Просмотреть