Ексклюзивы
понедельник, 09 мая 2022 21:30

Спецтема: Война России против Украины

"Враг использует все инструменты, чтобы уничтожить нашу идентичность и сломать дух" - режиссер Максим Наконечный

Украинский кинорежиссер, сценарист Максим Наконечный представит Украину на Каннском кинофестивале, который стартует 17 мая. В программе "Особый взгляд" покажут ленту "Видение бабочки". Картина рассказывает о разведчице с позывным "Бабочка", которая в плену россиян пережила пытки и изнасилование. Военная пытается вернуться к нормальной жизни, но для этого должна найти опору и мотивацию жить дальше. Сценарий писали вместе с Ириной Цилык, которая в 2020 году получила ряд наград на международных кинофестивалях за режиссуру картины "Земля голубая, как апельсин". Главную роль сыграла Маргарита Бурковская.

В этом году в Каннах, несмотря на запрет принимать к участию картины государства-агрессора России, будет представлен фильм "Жена Чайковского", созданный кинорежиссером Кириллом Серебренниковым, которого считают оппозиционным деятелем культуры. Также в Канны поедет Сергей Лозница, которого в этом году исключили из Союза кинематографистов Украины. В 2021 году он представлял в Каннах фильм "Бабий Яр. Контекст", в котором, по мнению украинских культурных деятелей, присутствовали антиукраинские мотивы. Участие обоих режиссеров вызвало широкий резонанс в украинских кинокругах.

Максим Наконечный в разговоре с Gazeta.ua рассказал о месседжах его картины "Видение бабочки", представлении Украины в Каннах и скандалах вокруг участия в фестивале российских художников.

Автор: Facebook
  Максим Наконечный – украинский кинорежиссер, сценарист и продюсер, член Украинской киноакадемии. Родился в 1990 году в городе Одесса. В детстве участвовал в популярной телепередаче «Самый умный». Окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого. Стал соучредителем продакшн-компании «Табор» (Одесса), занимающейся производством документальных и игровых фильмов, театральных представлений и социальных видео. Приобщился к созданию картины «Неизвестный батальон» о женщинах на войне. В его режиссерском наследии несколько короткометражных игровых фильмов. Продюсирует документальные ленты. Являлся участником мастерских B2B Doc, IDFAcademy, Eurodoc, Torino Film Lab. Работы Максима Наконечного демонстрировались на кинофестивалях «Festival dei Popoli», «Молодость», «Открытая ночь», «Брусчатка» и т.д. Его продюсерская работа — фильм «Этот дождь никогда не кончится», снятый режиссером Алиной Горловой, 2020 победил на фестивале «Festival dei Popoli» во Флоренции в номинации «За лучший полнометражный фильм» (Best Feature-length film). Картина «Видение бабочки» – первая полнометражная лента Максима Наконечного о войне. Представит Украину на 75 Каннском кинофестивале. Рассказывает о военнослужащей, которая пережила плен и пытки – пытается вернуться к нормальной жизни. Фильм будет показан в программе «Особый взгляд».
Максим Наконечный – украинский кинорежиссер, сценарист и продюсер, член Украинской киноакадемии. Родился в 1990 году в городе Одесса. В детстве участвовал в популярной телепередаче «Самый умный». Окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого. Стал соучредителем продакшн-компании «Табор» (Одесса), занимающейся производством документальных и игровых фильмов, театральных представлений и социальных видео. Приобщился к созданию картины «Неизвестный батальон» о женщинах на войне. В его режиссерском наследии несколько короткометражных игровых фильмов. Продюсирует документальные ленты. Являлся участником мастерских B2B Doc, IDFAcademy, Eurodoc, Torino Film Lab. Работы Максима Наконечного демонстрировались на кинофестивалях «Festival dei Popoli», «Молодость», «Открытая ночь», «Брусчатка» и т.д. Его продюсерская работа — фильм «Этот дождь никогда не кончится», снятый режиссером Алиной Горловой, 2020 победил на фестивале «Festival dei Popoli» во Флоренции в номинации «За лучший полнометражный фильм» (Best Feature-length film). Картина «Видение бабочки» – первая полнометражная лента Максима Наконечного о войне. Представит Украину на 75 Каннском кинофестивале. Рассказывает о военнослужащей, которая пережила плен и пытки – пытается вернуться к нормальной жизни. Фильм будет показан в программе «Особый взгляд».

Позиция Каннского кинофестиваля вызывает разочарование, но она была прогнозируемой. Присутствие русской культуры на Каннском кинофестивале имеет свою историю, а до этого – на фестивале была представлена ​​советская культура. Во-первых, они видят преемственность и полное продолжение Россией всего советского наследия. Не замечают пагубного влияния советской и русской культуры на реалии нашего времени. Похоже на то, что руководителям фестиваля тем или иным образом комфортно – возможно, разделяют позицию режима и его преступления, риторику авторов и художников. Такая позиция должна трансформироваться и видоизменяться, в зависимости от личности авторов и от текущей ситуации. В одночасье это не изменится, но в Каннах так или иначе реагируют на вызовы. Участие нашего фильма и наше там присутствие, темы, вопросы, которые поднимаем – это может быть признаком изменения курса. Может свидетельствовать о начале отхода от пласта имперского нарратива и российского веса – и росте постколониального восточноевропейского дискурса. Относительно участия Сергея Лозницы - не считаю, что только он должен быть украинским голосом на международной арене, к которому люди должны прислушиваться. Может быть представителем другого контекста, пласта, эгрегора – постсоветского, русского. Большой ошибкой будет считать его единственным репрезентантом современной Украины на международной арене.

В Каннах так или иначе реагируют на вызовы. Участие нашего фильма и наше там присутствие, темы, поднимаемые вопросы - это может быть признаком изменения курса

Рабочим названием нашей картины был "Спас". Хотели лаконично охарактеризовать происходящее в фильме. Это спасение героини, невинной жизни и спасение личности. Нынешнее название более точно относится к фильму. Добавляет более правильный камертон. Бабочка – это существо, которому присуще переходить из одной фазы в другую. Если брать "видение бабочки" буквально – его спектр больше человеческого, различают более широкую цветовую гамму. "Бабочка" - позывной нашей героини, она аэроразведчица. Название довольно хорошо выражает, что представляем именно его позицию и видение этой истории. Также это выражает черту героини, которая присуща именно ей – благодаря ей она выживает и проходит через этот опыт. Долго обсуждали с сосценаристкой и исполнительницей главной роли, что является стержнем нашей "Бабочки". Вопреки всему, что с ней произошло – плен, изнасилование – она борется за свою идентичность. В первую очередь женщина выживает благодаря тому, что изначально не хочет быть жертвой. Принимает собственные, присущие именно ей, решения. Для других они не всегда удобны, понятны. Однако благодаря такому своему стремлению, нежеланию покориться обстоятельствам сохраняет себя не только физически, но и личностно. В картине присутствие сюрреальный, экзистенциальный слой, в котором выражается способность "Бабочки" возрождаться. Религиозным и мистическим фильм не называю. Но в картине есть метафизическая составляющая.

Вопреки всему, что с ней произошло – плен, изнасилования – она борется за свою идентичность. В первую очередь женщина выживает благодаря тому, что изначально не хочет быть жертвой

В основу фильма легли истории, опыт реальных женщин на войне. В 2017 году монтировал документальный фильм "Неизвестный батальон". Тогда поразил опыт военных. Придумал еще одну историю женщины, пораженной войной. Консультировались с военными психологами, с теми, кто работал с жертвами сексуального насилия. Обсуждали замысел с людьми, имеющими травматический опыт. Говорили об их состояниях, мировосприятии. Исполнительница главной роли Маргарита Бурковская провела объемную подготовку к роли, совещалась с кризисным психологом.

В этой теме, контексте находимся с 2014 года. Мы с друзьями-коллегами из TABOR-продакшн создали несколько проектов о российско-украинской войне. Использовали истории знакомых – мужчин и женщин – военных и гражданских. Это волонтеры, медики, журналисты, кинематографисты, бывшие пленники и участвовавшие в обмене. Они делились опытом, переживаниями.

Это тематика и область поразительные – показываем граничное состояние, опыт, который не должен был с человеком случиться. Фильм "Видение бабочки" о механизмах и стремлении к выживанию, заложенных в нашу природу. У всех реакции и поступки индивидуальны. Но каждое из проявлений, поступков, которые травмированные люди совершают для собственного выживания – они поразительны.

Не хотелось верить, что во время полномасштабного вторжения России в Украину насилие будет массовым. Работая с людьми, которые были свидетелями или жертвами сексуального насилия и такого типа военных преступлений, слушая, что происходило с ними – понимали с коллегами, что это инструменты врага. Попытки поломать идентичность и дух. Сам факт для меня не является неожиданным – россияне уничтожают нас всеми методами, в том числе и посредством сексуального насилия. Но я не представлял себе таких масштабов, которые мы увидели сейчас на Востоке, во временно захваченных городах Киевщины.

Работая с людьми, которые были свидетелями или жертвами сексуального насилия и такого типа военных преступлений, слушая, что происходило с ними – понимали с коллегами, что это инструменты врага

Чем больше и дольше россияне получают пропаганды, украиноненавистнических тезисов и постулатов – тем больше эта ненависть выкристаллизовывается. Это экспонента. Ненависть – это метод достижения дегуманизации россиян и соответственно – инструмент геноцида против украинцев. Мы видели эти восемь лет, как происходит дегуманизация России, как все эти тезисы развиваются, разрастаются в них. Также в мире распространяется гибридным образом. С 2014 года понимал, что если россияне захотят завоевать всю нашу страну. Чтобы оправдать это вторжение, чтобы оно было успешным, нужно уничтожить нас, нашу идентичность, естество, определение самих себя как отдельного народа. Понимал, что в случае эскалации сексуальное насилие тоже будет иметь место.

Автор: Facebook
  Максим Наконечный: "Не хотелось верить, что во время полномасштабного вторжения России в Украину насилие будет массовым. Работая с людьми, которые были свидетелями или жертвами сексуального насилия и такого типа военных преступлений, слушая, что происходило с ними - понимали с коллегами, что это инструменты врага. Попытки поломать идентичность и дух. Сам факт для меня не является неожиданным - россияне уничтожают нас всеми методами, в том числе и посредством сексуального насилия"
Максим Наконечный: "Не хотелось верить, что во время полномасштабного вторжения России в Украину насилие будет массовым. Работая с людьми, которые были свидетелями или жертвами сексуального насилия и такого типа военных преступлений, слушая, что происходило с ними - понимали с коллегами, что это инструменты врага. Попытки поломать идентичность и дух. Сам факт для меня не является неожиданным - россияне уничтожают нас всеми методами, в том числе и посредством сексуального насилия"

Не сказал бы, что наш фильм может кого сильно успокоить. Это история выжившего человека, его мотивация. Но это не значит, что жизнь его стала проще. Создавал фильм, в котором главная героиня является нравственным ориентиром. Мотивацией для выживания, обновления. Потому что альтернативы хуже.

Создавал фильм, в котором главная героиня является нравственным ориентиром

На роль подруги и посестры главной героини волонтерши взяли Наталью Ворожбит (режиссер, сценарист, шоураннер. Самые известные работы: "Киборги", "Плохие дороги", сериал "Поймать Кайдаша" - Gazeta.ua). Был интересный процесс кастинга исполнителей на все роли в фильме. На роль подруги "Бабочки" искали человека из цеха, представляющего определенные нюансы ремесла, потому что у этого персонажа были сложные сцены. Также было обязательным, чтобы у кандидатки был определенный опыт на войне. Наталья сделала много работ о войне, участвовала в культурном волонтерстве, является драматургом спектакля "Моя Николаевка". На ее основе сделали фильм "Школа номер 3". Когда пришла на кастинг – увидели, что вносит свою специфическую природу в этот персонаж. Дает много своего опыта как драматург и режиссер. Выработала классную связь и режим взаимодействия с исполнительницей главной роли. На камеру это видно.

Был интересный процесс кастинга исполнителей на все роли в фильме. На роль подруги "Бабочки" искали человека из цеха, представляющего определенные нюансы ремесла, потому что у этого персонажа были сложные сцены

Фильм сразу был нацелен на международную публику. В ходе производства был поддержан кинофондом Хорватии, Чехии, Швеции. Имели определенные обязательства. Это был шанс рассказать международной публике наш личный взгляд на нас самих, на наши реалии, нашу войну. Первоочередным для меня является то, как фильм будет воспринят публикой дома. Как украинский зритель утвердит такую ​​репрезентацию себя в мире.

Для каждого зрителя будет индивидуальный вопрос – когда смотреть "Видение бабочки", зная, о чем этот фильм. Когда началась полномасштабная война, тогда получил еще одно горькое подтверждение своевременности и актуальности своей картины. А когда именно ее смотреть – вопрос для каждого зрителя в отдельности.

На вопрос, в безопасности ли я, реагирую нормально. Обычно отвечаю, что сейчас я потихоньку. Более или менее в безопасности. В Киеве бывают воздушные тревоги, но в последнее время в моем ареале не прилетает. Во второй месяц войны истощен. Так или иначе, каждый из нас участвует в этой войне. Снимали с коллегами в Киеве и области. Не могу в полной мере назвать себя волонтером, но по возможности помогаю друзьям, занимающимся волонтерской деятельностью. Также достаю необходимое для служащих и знакомых.

Мама живет в Одессе, принципиально не хочет уезжать. Многие знакомые из города переходят на украинский. В Одессе сейчас стало очевиднее, что за русским языком, культурой следом идет армия. Конечно, у нас еще стоит памятник Екатерине II. Думаю, будут вестись дискуссии о перенаименовании улиц, но, думаю, позиция Украины будет уже в этом неизменной. Весь травматический уход от русской культуры у нас уже всех произошел.

Конечно, у нас еще стоит памятник Екатерине II. Думаю, будут вестись дискуссии о перенаименовании улиц, но, думаю, позиция Украины будет уже в этом неизменна

Периодически плачу, но не помню момента, который бы меня эмоционально выключил. Было много поразивших моментов. К примеру, смерть Павла Ли. Мы были знакомы. Павел был талантливым актером, танцором, актером озвучки. В его гибель тяжело поверить. Конечно, много эмоций было, когда освободили область – мы начали ездить, общаться с людьми. Находясь в Буче, Бородянке – не получается отвлечься, пропускаешь через себя весь этот опыт. Также постоянно думаю о Мариуполе, обращаюсь мыслями туда – это болит.

До войны работал с психологом. Должен ему написать, спросить, как он. Видел его посты в соцсетях, в начале войны тоже занимался волонтерской деятельностью. У нас всех поменялся график и режим жизни. Она стала более спонтанной, непредсказуемой. Сейчас хочу возобновить сеансы. Наконец-то удалось сформулировать свой запрос, чего не мог с начала войны.

Чтобы и дальше быть включенным и деятельным, возвращаюсь понемногу от экстремального режима к игре вдолгую

На второй месяц войны начал думать об альтернативных источниках ресурсов. Чтобы и дальше быть включенным и деятельным, возвращаюсь понемногу от экстремального режима к игре вдолгую. На адреналине долго не выдерживаешь. Пытаюсь возобновить прогулки по городу, физическую активность, не забывать о регулярном питании. Стараюсь адекватно оценивать свои возможности, наблюдать, как на меня повлияла война. Присутствуют изменения во взаимодействии с людьми, просто в быту. Назвал бы их признаками граничности этого состояния. Настоящие перемены еще впереди.

После победы нужно будет почтить память всех павших. А также отметить победу, вернуться к полноценной жизни страны, начать процесс восстановления. Хочу праздновать жизнь и то, что мы – украинцы.

Хочется продолжить делать кино. Все мои игровые истории были связаны с реальностью. В ночь на 24 февраля завершал заявку в УКФ (Украинский культурный фонд – Gazeta.ua) на финансирование развития сценария фильма. Когда завершил работу над "Видением бабочки", то пообещал, что следующей будет комедия. Хотел создать остро социальную, ироническую историю о человеке, который верит, что Земля плоская. Показать его путешествие по миру. Факт этого полномасштабного вторжения, это историческое событие изменит все замыслы. Сейчас нужно будет включить в эту ироническую историю поствоенные реалии.

Сейчас вы читаете новость «"Враг использует все инструменты, чтобы уничтожить нашу идентичность и сломать дух" - режиссер Максим Наконечный». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі