Участники проекта " Вавилон 13" с начала декабря снимают документальные ролики о Майдане и Украине в условиях революции. Оператор Юрий Грузинов, 32 года, снимает революционный Майдан со времени его появления.
- Я русский, родился в городке Балашиха под Москвой. На журфак поступать не хотел, во ВГИК поступить не смог. Поэтому ничего не закончил. Работал стрингером - это человек, который берет камеру, снимает сюжет как журналист и оператор в одном лице, монтирует и сдает. Снимал сюжеты по всей России. В 2004 году случайно поехал в Крым отдыхать. Познакомился с ребятами, помог им снять клип о себе, и за один день с никого стал третьим механиком. Через неделю я уже работал на РЕНТАЛ "Патриот" механиком камеры, затем стал режиссером монтажа. 7 лет монтирую кино и рекламу. С появлением " Вавилон 13 " понял, что должен вернуться к истокам и снова стать стрингером. Я здесь с первых дней. Стараюсь попасть в горячие места и точки. В сутки сплю от 4 до 6 часов. Первые дни мы не спали вообще, потому что ожидали новых действий. Такого количества эмоциональных ситуаций, как на Майдане, я не помню за свою практику. Даже в Холодной Балке - в кафе "У Коляна " возле шахты в Донецкой области - где три стола и магазинные пельмени выдают за самолепные - тоже за бутылкой водки говорят только о Майдане.
Каких людей вы увидели на Майдане?
- Которым нечего терять. Почти у всех есть семьи и работы. Но люди голодны к свободе. Видел людей со всей Украины там. Западники едят за одним столом с луганчанами. Прекрасно понимаю друг друга, хотя говорят на разных языках. Я их всех снял. Однообразия нет. Каждый день что-то новое и интересное для оператора. На Майдане - маленькая европейская республика. Там - свое общество, в котором бурлит маленькая жизнь. Там чище, чем во всем Киеве. Снял сюжет о том, как две дворнички спускаются по Институтской, входят на Майдан с метлой и совком. И ни разу не наклонились, чтобы что-то подобрать. Только в одном месте мели 5 минут, чтобы собрать два окурка. На Новый год не встретил на Майдане ни одного пьяного. Несмотря на то, что прямо в центре Майдана возле супермаркета "Билла" круглосуточно работает водка-бар. Неадекватных людей, которые оттуда выходят, охрана спокойно выводит за пределы территории. Почти все майдановцы после принятия законов в Раде 16 января попадают под какую-то статью. Каждому из них можно приписать 3 года. Но как человеку нельзя ходить в камуфляже, если камуфляж продается в магазинах? И что - теперь нельзя хоккеистам одевать щитки, нельзя свадебный кортеж собирать? А если люди стали в пробке - их же более 5 машин - то что, должны под суд идти?
Насколько улучшилась самоорганизация Майдана со времени начала боевых действий?
- Количество людей на Майдане не стабильное. Зависит от того, объявлена или нет мобилизация. Многие на звонке. Их физически там нет, но при необходимости в течение 10-15 минут могут появиться на Майдане. И это достаточно большая сила, которая самоорганизовалась и способна поддерживать эту самоорганизацию уже в течение второго месяца. Многие люди появляются с бейджиками, представляются - с первой они сотни, со второй. Если сомнительные, их приводят в сотню, спрашивают: Ваш? Не ваш? Если нет - выводят за территорию. Там достаточно профессионально организована охрана. Так же, как профессионально организованное уборки. Там и дымом-то пахнет только потому , что сложно отопить все электричеством. Электричество можно отключить, а дрова - нет.
Расскажите о самых опасных рабочих моментах до начала событий на Грушевского.
- Был на Банковой 1 декабря, стоял на тракторе. Прямо подо мной взорвалась шумовая граната. На общем плане видел, как провокатор зверски бьет милиционера, с другой стороны видно, что он не бьет никуда, кроме как по каске. То есть, вреда милиционеру он нанести не может. Они действуют друг другу на руку. Я на елку залезал, когда ее майдановцы разбирали 1 декабря. Хотел снять свое видео. Почему с Банковой у каналов видео из-за колонн ВР? Конечно, его дали им в МВД. А там все понятно. Самое интересное было, когда люди ломанулись на елку 1 декабря, и солдаты ВВ, 30 человек, от них бежали. Я не успел перебежать через Крещатик - как у елки не оставалось ни одного вв-шника. Кто-то кричал на елке - " Разберем, это кровавая елка " , другой - "Ничего не трогайте, это провокация ". Люди не слушали ни того, ни другого. Они готовы были снести эту йолку . До самого ЦУМа не было свободного клочка , чтобы увидеть асфальт. Тогда самое страшное было - это массовая давка. Если бы кто-то спровоцировал драку, люди затоптали бы друг друга. Радостный был сюжет, когда повалили Ленина. Мне оно напомнило казацкую вольницу .
Вы ездили в командировку на Донбасс в самый разгар мирного Евромайдана в Киеве. Как воспринимают эти реалии люди из донецкой глубинки?
- Человек стоит на дороге, на которой 20-сантиметровый слой льда, раскатанный машинами, и говорит, что хочет жить в стабильности. Смотрит вокруг на развалюхи хрущевок и не видит того, что вижу я . Потому что человек - такое существо, которое привыкает. Они все против Европы, не понимая, что такое Европа. Их жалко. У шахтеров нет образования и времени, чтобы понять глубину всего процесса и чтобы разбираться в текущих ситуациях. К тому же для них источник информации - то, что сказал друг, а друг увидел по телевизору. Его смотрят в полусонном состоянии после того, как вышли из забоя. Свобода для них - это странная штука , которой они никогда не смогут воспользоваться. Спрашиваешь 18-летнего пацана: "Ты любишь путешествовать?", а он искренне отвечает: "Нет". Потому что он этого никогда не делал. У него даже загранпаспорта нет.
В Енакиево в музее космонавта Берегового есть целая стена, посвященная Януковичу. Там есть все: фото Януковича , Янукович в масле, книги авторства Януковича, все награды. Очень долго туда не пускали снимать: то "ремонт", то "нет начальника". Наконец, когда мы уговорили дирекцию нас пустить, включили свет - и оказалось, что вся эта стена под стеклом, и стекло отражает свет, как зеркало. Ничего снять невозможно. Я попытался немного отодвинуть это стекло. Как только я к нему прикоснулся, начала работать сигнализация. За минуты полторы приехал ОМОН в касках, с дубинками. Такой скорости даже в банке, наверное, нет. Прибежали испуганные - боялись, что я сделаю покушение на портреты Януковича. Снять нам не дали. Все, что я успел снять - пока ОМОН ехал к нам.
Сколько материала отсняли, и планируете ли сделать из него докумнетальне кино большего формата, чем 3-минутные ролики?
- Сняли мы очень много. Не думаю, что мы хотя бы 10 процентов материала смонтировали с того, что у нас есть. Запас очень большой. Часть материала потеряла актуальность на эту секунду, но это ценный архив, который позже будет очень важным. Где храним отснятое - секрет .
Вы как оператор можете сказать, что в Украине реализируетесь лучше, чем в России, и почему ?
- В России нет такого количества людей, которые способны собраться и держаться так долго. Здесь интересно работать, потому что люди говорят, что думают, и не боятся, знают, что их будут бить, и все равно не боятся. Готовы ответить. Россия дает деньги , потому что боится, чтобы Украина от нее не ушла . Потому что в России без Украины ничего русского не останется. Как только пойдет Украина, пойдут все республики, которые только и ждут прецедента .
Комментарии