Яркая кинопремьера последней недели - "Джанго освобожденный" Квентина Тарантино - содержит в себе цитаты из многих вестернов. Для того, чтобы просмотр этой ленты был интереснее, мы отобрали десять самых ярких вестернов в истории кино, цитаты из которых можно увидеть в творении Тарантино.
Ну, а те, кому "Джанго ..." не понравится, найдут в этой статье другие фильмы этого жанра, которые удовлетворят любой вкус.
Поисковики (1956)
"История о людях, которые шли к своей цели несмотря ни на какие трудности" - провозглашает постер этой картины. Главный герой ленты - Джон Уэйн - вызывает одновременно симпатию и антипатию. Жестокий ксенофоб и циник, он, тем не менее, умеет любить по-настоящему. Эта лента стала одной из первых, в которой была показана жестокость белого человека. Визуально эта картина очень близка к идеалу, поэтому без нее не обходится буквально ни один рейтинг лучших вестернов в истории.
Красная река (1948)
"В мире есть только две вещи, которые лучше хорошего пистолета: швейцарские часы и женщина" - говорит опытный ковбой своему напарнику. Эта лента попала в пятерку лучших вестернов по версии Американского киноинститута. Фильм отличается тем, что конфликт в нем строится не между трафаретными "добром и злом", а между желаниями и целями двух положительных персонажей. После этой ленты жанр вышел на новый качественный уровень.
Дилижанс (1939)
- Обещаешь мне, что не убежит?
- Я когда-то вам это обещал, поэтому и сижу сейчас со связанными руками - отвечает протагонист ленты. Вместе с этой лентой вестерн, как жанр, перешел из банального кино, в котором мужчины стреляют друг в друга - в психологическую драму. Ленты с ковбоями стали более умными, коллизии - сложнее, а портреты главных героев - тоньше. Именно после этого фильма его режиссера Джона Форда признали живым классиком вестерна.
Дикая банда (1969)
"Да, эти автомобили действительно умеют летать - к ним прикрепляются крылья и они могут разогнаться до 60 миль в час", - говорит диковатый ковбой, который впервые в жизни видит автомобиль. Отличительной чертой этой ленты стало насилие, которое выходило за рамки как широких экранов, так и тогдашних моральных принципов. Поэтому режиссера Сэма Пекинпа неофициально назвали "Пикассо насилия".
Особое значение вся эта жестокость в картине получила из-за того, что ее премьера состоялась во время войны во Вьетнаме. Поэтому зрители проводили параллели между стрельбой на Диком Западе и тем, что происходит на Дальнем Востоке. Чрезвычайно сложный монтаж, впечатляющая операторская работа и чрезвычайное музыкальное сопровождение создали стиль, который в будущем часто копировали другие режиссеры.
Маленький большой человек (1970)
"Это было удивительно впечатляюще", - делится индеец своими впечатлениями от только что полученной пули. К этой ленте индейцы появлялись в фильмах исключительно как отрицательные персонажи. Поэтому зрители впервые прониклись сочувствием к коренным жителям Америки. Картина детально показывает быт индейцев, их законы, традиции и моральные устои. Главный герой фильма - старик, которому 120 лет. Он вспоминает самые яркие эпизоды своей жизни, постепенно открывая зрителям другую сторону "героического завоевания Запада".
Однажды на Диком Западе (1968)
"Вместо того, чтобы говорить - он играет. Когда ему надо было бы поиграть - он говорит" - характеризуют главного героя картины. Наверное, именно поэтому музыки в фильме больше чем реплик, а выстрелов - больше чем слов. Впечатляющий стиль, который со временем стал визиткой Серджио Леоне, здесь раскрылся в полной силе.
Эффектность, яркость, ироничность, красота стрельбы и, конечно, изысканная музыка Энио Морриконе - все это встречается в этой ленте. Тарантино неоднократно признавался, что ему очень хотелось постоянно цитировать эту ленту, что он, собственно, и делает во многих своих фильмах.
Буч Кэссиди и Сандэнс Кид (1969)
"Ему станет легче, когда он обчистит несколько банков", - говорят о самочувствии одного из персонажей ленты. По сей день лента остается массовым вестерном. В нем объединились сильная жестокость и изящная лирика. Кроме того, сюжет фильма насыщен легким юмором. Все это и сделало эту картину совсем непохожей на другие вестерны. Это чрезвычайно пронзительный фильм о дружбе двух героев, которая известна многим по своему пронзительному саундтреку.
Ровно в полдень (1952)
"Я не знаю, что готовит мне судьба..." - поется в положительной песни из этой картины. Однако сам фильм оставляет не столь веселые эмоции, как эта песня. Картина выходит за рамки жанра вестерн. Это одновременно и мелодрама, и психологическая драма, и триллер, и остросоциальная аллегория на американское общество во времена макартизму. Режиссер свел к минимуму стрельбу и драки, сделав акцент именно на психологических портретах главных героев. Не встретишь здесь и других банальностей: ковбоев, которые едут на закат или борьбы с индейцами.
Хороший, плохой, злой (1966)
"Люди делятся на две группы. Одни - держат в руках оружие, а другие в этот момент копают яму" - блеснул главный герой своей кухонной философией. Эта лента укоренили новый на то время жанр спагетти-вестерн. Во-первых, эти ленты снимались на в США, а в Испании и Италии. Во-вторых, в них появился негативный протагонист, что было совершенно неприемлемо для классических вестернов. Однако, несмотря на всю свою жестокость и мизантропичнисть, герой строго придерживался негласного морального кодекса.
Непрощенный (1992)
"Убить человека - непросто. Ты забираешь все, что у нее есть, в том числе и ее будущее", - говорит один из главных героев. Долгое время после премьеры этой ленты на экраны не выходило ни одного столь же сильного вестерна. С тех пор жанр вестерна пошел на спад. Протагонист, показан здесь не героически, а максимально человечно, не попадает в мишень с первого выстрела, не запрыгает на коня и не истребляет язычников, защищая при этом детей и женщин. Главный герой здесь очень неоднозначный. Трудно сказать: добрый он или злой. В этой картине Клинт Иствуд показал в полной мере как свой актерский, так и режиссерский талант.
"Золотая эра" вестерна приходится на вторую половину ХХ века и почти все, что было снято в последние годы - лишь повторяет приемы, отработанные старыми режиссерами. Лишнее доказательство тому - "Настоящее мужество" (2010) братьев Коэнов и "Джанго свободный" (2012) Тарантино.
Комментарии
1