Издатель Михаил Слабошпицкий убежден, что министр культуры должен быть политически влиятельной фигурой, а не только хорошим администратором. Вместе с тем даже хороших администраторов на этом посту Украине не хватало.
- Кто из предыдущих министров культуры, был по Вашему мнению, действительно эффективным?
- Возможно, только Иван Дзюба был настоящим министром культуры. Но министерством культуры не руководит министр культуры. И я это видел. Я много общался с Дзюбой. Он был членом тогда Украинского всемирного координационного совета, будучи министром, а я был главой секретариата. И я убедится, что министерством культуры руководит министерство финансов и в частности министр финансов. Те колоссальные действительно концептуальные наработки, которЫе Дзюба со своей командой сделал, он не смог осуществить. А это действительно была тогда команда. Он собрал интеллектуалов. Они все нереализованы. И все кончилось тем, что все иронизировали, мол, даже Дзюба оказался не на месте. Дзюба оказался очень на месте. Но статус министра культуры в Украине абсолютно ничего не значит. Это министерство прикладного характера, десятиродное. Это не министерство культуры, скажем. Во Франции, где министр Андре Мальро был по образу секретаря ЦК партии по идеологии. Министерство культуры производит общественную идеологию. Это культурная интервенция в мир. Поэтому Франция звучит так, как она звучит. А Украина не звучит. Вы скажите, что министр культуры Кулиняк - политическая фигура, то вас на смех поднимут. Это нечто среднее между менеджером и бригадиром повопросам клубов и театров.
- Почему большинству деятелей искусства, побывавших на этом посту, не удалось качественно изменить културную политику?
- Я не верю, что человек творческий будет хорошим министром. Богдан Сильвестрович был гениальный актер, но не сыграл он роль министра культуры. Поэтому я не верю, что на этом месте может быть в наших условиях и с нашей ментальностью представитель каких-то творческих профессий, потому что будет все равно тянуть одеяло на себя и использует это время в самофаворизации в своей сфере.
Предшественники на этой должности были смешны. Игорь Лиховой - идеальный директор Каневского музея, но не министр. Это было смешно, ну ей-богу. Масштаб мышления не тот. Вовкун Василий - это было действительно, ну курьезно. Нормальный режиссер, постановщик-массовик, ну понимаете, эти смешные концепции, которые "выплоджувались" там... Не может быть в основной программе министерства празднование Голодомора. Это празднование надо отдать общественным организациям. А Оксана Билозир - это вообще: одуванчик приземлился. Только перед ней была реконструкция кабинета министра - его сделали почти Лувром: Оксаночка пришла, и начинает новый ремонт, потому что, видите ли она должна принимать министра культуры Франции. Люди не того калибра. Трагедия Украины, что масса людей не на своих местах. У них кислородный голод на этой высоте, где они оказались. Это не их высота.
- Кого хотели бы видеть на посту министра культуры вы?
- Думаю, что лучшим министром культуры был бы Олег Тягнибок. Как и премьером. Этот человек знает, что язык - это хлеб культуры, и что у него есть культура тысячелетиями, и это не только фольклор, но и классика, на уровне вечных партитур, как говорил поэт. С тем же успехом могу назвать Ирину Фарион и Марию Матиос. По моему мнению - это тройка лучших кандидатов.
Тягнибок - опытный политик, гибкий, он чувствует отчетливо, кого хотят в нем увидеть и ставит себя в зависимости от этого. Наивные люди говорят: смотрите, фашист Тягнибок. А на самом деле запрос был, потребность в крайне радикальном правом подходе. И Тягнибок позиционировался так. В то же время он абсолютно может согласовать национализм с либерализмом.
На Львовском форуме издателей я раз пять видел его буквально с мешком книг. Это меня удивило. Хотя Луценко и Кириленко там тоже лицами торговали. Но никто, кроме Тягнибока, не нес такой груз книг. Это начитанный человек, который знает хорошо историю. Добрый отец и муж, сдержанный, терпеливый. Не нарциссический, какими часто политики становятся. Посмотрите на Литвина, на Медведчука, на Ющенко, на Костенко. Это нарциссы. А Тягнибок нет.
Ирина Фарион - блестящий языковед, интеллектуал. Эрудит. Я знаю, что Табачник много приложил сил в войне с Фарион, чтобы представить ее как истерическую женщину. Пусть, возможно, холерическая Ирина Дмитриевна немного. Но это блестящий трибун, интеллектуал. Она столько лекций читала на культурологические и языковедческие темы во Львовской политехнике, человек дисциплинированный. С Ириной я выезжал на различные акции, видел ее отношения с людьми. Очень доброжелательная. Думал: где та несокрушимая Фарион делась, которая может выхватить меч и рубить головы врагам? Это совсем другой человек вблизи. Очень мягкая.
С Марией Матиос мы в Шевченковском комитете 5 лет вместе сидели. Этот человек на трибуне чувствует, как рыба в воде. Еще не показала этого в Верховной Раде по состоянию здоровья своего. Она осведомлена в футорологичних, прогностических, социологических веяниях и абсолютно интеллектуальная. Что очень важно - дипломатическая, эластичная. Она может промолчать, когда нужен результат, может не поддаться на провокацию. Ее трудно спровоцировать на взрыв гнева, у нее есть выдержка. Она была заместителем председателя комитета, руководила аппаратом. Ее маленькая железная рука все там держала: была там и дисциплина, и порядок. Кстати, она гениальный кулинар. Я завидовал ее мужу Сергею что он имеет такую ??хозяйку. Говорил, что дома чувствует себя, как у Бога за пазухой. Весь дом на ней.
- Ваше главное требование к новому министру.
- Новый министр должен вырвать полномочия политического деятеля. Чтобы он был уполномочен отстаивать культуру во власти. Мир мы уже удивили - Чернобылем, профуканой Оранжевой революцией, опозданием Виктора Андреевича к Бушу на встречу. Пора удивлять культурой.
Комментарии
3