- Это же сколько сил надо, чтобы вырезать каждый стебелек, - удивляется художница 27-летняя Наталья. В музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко девушка осматривает выставку гравюр японского художника 71-летнего Цудзен Накаджима.
Несколько десятков цветных гравюр "хангига" - традиционно для японского искусства минималистичные и в то же время детализированные. Это название художник придумал сам в 2007 году и запатентовал. Тончайшие контуры изображения художник вырезает на деревянной доске, которую называет своей "кистью". На доску послойно накладываются краски разных цветов для достижения сложного изображения. Эта работа требует много сосредоточенности и напряженности. Причем мастер лично занимается каждым этапом создания гравюры: он и художник, и резчик и печатник.
На качество оттиска влияют материалы и инструменты, и даже погода и настроение автора. На создание одного хорошего оттиска уходит минимум один день. Хотя это и отпечаток, но в отличие от массового производства, количество работ, которые могут быть созданы в течение года, чрезвычайно невелико.
Для японцев понятие прекрасного включает составляющие - "ваби" - простота, "саби" - привкус старины, "мияби" - утонченность, "юген" - интуитивность и "кийои" - чистота.
- Японцы любят прозрачность и понятность, которая заложена самой природой в нашем народе, - говорит Цудзен.
Выставка называется "Воспоминания из Японии", однако сам мастер не видит в ней ностальгийности.
- Образы, пейзажи, детали быта, которые изображены на моих гравюрах, можно найти в Японии сейчас, и они не исчезнут из Японии в будущем.
Мать Цудзена Накаджима была дочерью мастера традиционной японской лакировки. Свои первые гравюры на дереве Цудзен создал в 16 лет. Затем разработал собственный метод гравюры на дереве. У техники хангига нет преемников, говорят специалисты, это искусство одного человека.
Комментарии