В последняюю неделю октября в Центре им. Леся Курбаса утренние мастер-классы проводил голландский преподаватель-мим Идэ ван Хейнинген.
Каждое утро на полуторачасовой тренинг собиралось около двадцати человек - студенты, актеры, танцоры, художники. Они делают упражнения на координацию движений, дыхания, взаимодействие с партнером. Мим-актер объясняет каждое упражнение образно: стать в позу пингвина, ракеты, руки сделать цветком, или сплевывать как лягушка.
Идет ван Хейнингену 66 лет. На телесные упражнения для себя тратит 20 минут. Затем идет на тренинг к студентам. Работает с оперными певцами, музыкантами, актерами. Имеет несколько профессий: мим, мим-преподаватель, световой дизайнер, педагог-менеджер по бизнес планированию, водитель.
- Какие инструменты предлагает голландская школа в обучении мимов?
- Я закончил Амстердамскую мим-школу. Она сочетает в себе 5 разных курсов. Это телесные упражнения Этьена Дэкру. Это традиционная пантомима, которую развил Марсель Марсо из оригинальной техники своего учителя Дэкру. Он трансформировал физическую технику мимов в историю, которую можно рассказывать телом. Это также и тренировки, которые разработал Жак Лекок. Он пришел из спорта и применял очень хорошую технику игры для комедийного актера. К этим "школам" мы добавили современные танцы, кое-что из йоги, изучение архитектуры пространства, голосовые упражнения, разнообразные акробатические техники.
- Что эти тренировки значат для актера?
- Это очень практично. Если ты не начинаешь с тела, то психологическое мышление также попадает в своеобразный "коллапс". Все начинается с пробуждения тела. Я начинаю с живота. Далее идет позвоночник, спина, сердце и легкие. Упражнения обращают внимание на правильное положение груди, таза. Ты работаешь со своими сенсорами и мобилизируеш все клеточки тела.
- На что в первую очередь обращаете внимание своих студентов на тренингах?
- В первую очередь смотрю готовы ли они работать физически. Имеют ли они какие-либо скрытые таланты. Возможно они певцы или художники, или операторы. Смотрю как они работают в команде. Я не могу работать с нарциссической людьми. Держу их подальше от себя. Правда, я работаю с оперными певцами. Я помогаю им стать лучшими певцами, но они никогда не бывают благодарными. Я стараюсь их заземлить. Учу чувствовать состояние нейтральности. Они называют это - "делать нечего", но это "ничего" требует очень много работы.
- Какие три ключевых правила есть для себя и своего тела?
- Они выглядят абстрактно, но это "спина", "мускулы", "суставы". Спина и позвоночник поддерживают весь наш организм. Поэтому своим студентам-музыкантам, которые носят сумку с 20 кг нот, в первую очередь говорю купить хороший рюкзак и одевать его на два плеч. Я учу их беспокоиться о качестве их тела и защищать его.
- Если бы вы пришли в украинский театр, чтобы изменили?
- Я бы ничего не менял. Я бы помог заботиться о себе, чтобы они получали удовольствие от тренировки и беспокоились о своем теле. Осознали качество и экономию физического движения. Потому что со здоровым телом, ты можешь работать интенсивнее. И тогда зритель видит актера, который не притворяется. По лабораторному типа мышления телесные упражнения необходимы всем, поэтому на тренинги ходят и администратора театра, и музыканты, и работники сцены, актеры, режиссеры. Это постоянный обмен опытом.
- Последняя "представление", в которой вы принимали участие как актер-мим?
- Это было шесть лет назад. Идея перформанса принадлежала моей коллеге из мим-школы Карине Холла. Ей было интересно поработать со старшими мимами. Поэтому она отобрала меня (мне 60 лет тогда было), а также еще двух актеров-мимов - 70-ти и 65 лет. Карине тогда было 32 года. Мы поставили перформанс о жизни Ханса Беллмера. Он рисовал очень сюрреалистические эротические картины. По сути наш "спектакль" это имитация его жизни. Рассказывали о периоде, когда он познакомился со своей возлюбленной писательницей Уника Цурн. Три актера-мужчины олицетворяли три различные возрастные ипостаси художника - молодой, средний, старший. Затем появлялась женщина, исполняла абстрактный танец. Также мы читали абстрактную интенсивную поэзию. Между этим художником и писательницей была очень сильная связь, поэтому когда она выбросилась из окна он так никогда и не смог ничего нарисовать. Но мы не показывали самоубийство. Использовали световую технику и иногда на наши тела проектировались черно-белые фотографии. Две недели по 5-6 часов каждый день мы работали в студии, чтобы перенести характер героев в телесную плоскость. Мы создавали ситуацию.
- Актер физического театра - какой он?
- Нормальный человек. Ты не видишь никакой разницы. Только их перформансы гораздо понятнее. Все их тело задействовано в процессе. Ты можешь посмотреть на актера физического театра, который стоит без эмоции на сцене и затем происходит как бы "взрыв". Поэтому в Голландии кинорежиссеры так любят работать с мимами. Они знают, как правильно управляться с текстом и телесным движением.
Комментарии
1