Ексклюзивы
четверг, 26 июля 2012 18:04

"Оделась в платок, как с шоколадки "Аленка"
5

Это история об эмигрантах, которые в начале прошлого века хотели попасть в заветную Америку
Фото: Фото предоставлены Анастасией Любченко
У европейцев очень популярно делать представления на заброшенных заводах, в лесу, где угодно
Анастасия устраивает мастер-классы для знакомых актеров в Украине

Об обучении в голландской мим-школе впечатлениями делится киевлянка Анастасия Любченко. Рассказывает, как ей пришлось быть цирковым конем и танцевать пятнадцать дней подряд линди-хоп.

В представлении обычного украинца, мим - это скорее Пьеро в черном костюме и белых перчатках. В голландской мим-школе только так и "одеваются"?

- Нет. Сейчас я учусь несколько иному... В эстрадно-цирковом училище мне преподавали классическую пантомиму по школе Марселя Марсо. А это привычные нам - белый грим, крапинки на лице и обязательный акцент на руках. Поскольку руки могут трансформироваться в различные воображаемые объекты - невидимая стена, плечо друга, фотоаппарат, ручка.
А в голландской мим-школе используют телесные актерские упражнения Этьена Декра. Собственно в студии Декра занимался и Марсель Марсо, который затем совершенствовал искусство пантомимы. В школе я учусь воспринимать собственное тело в движении и жестах. Преподаватели в первую очередь обращают наше внимание на то, как актер может присутствовать здесь и сейчас. Без маски. Возможно это своеобразный магнетизм, харизма, которая либо есть в тебе, или нет.

То есть в Украине нет мим-актеров?

- В понимании этого понятия европейцами - нет. Впервые я узнала о театре мимов, когда попала на мастер-классы МАРА (Moving Academy of Performing Arts) в 2007 году. Занятия проходили в Украине в течение трех лет. Нам преподавали современное перформативне искусство, искусство телесного театра. У руководителя МАРА Идет ван Хайнингена я узнала о школе мимов в Амстердаме. У нас в Украине ничего подобного нет. Поэтому я прочла на сайте условия обучения, оформила визу и поехала поступать в школу. На 10 мест подавалось более 200 человек. Было много иностранцев - бельгийцев, французов, испанцев. Эта школа очень известна в мире.

Вступительные экзамены, как в театральных вузах - показать свое соло?

- Соло - это уже последний этап отбора. Первые два этапа продолжались три дня по шесть часов каждые сутки. Ты приходишь на урок к преподавателю, выполняешь его задание - телесные упражнения, вокальные импровизации, перевоплощение в различных персонажей. И каждые полчаса приходит новый профессор из комиссии и наблюдает за поступающими. Ставит какие-то галочки в списке. В конце каждого дня тебе говорят прошел ли ты на следующий испытательный этап. И только на четвертый день - показываешь собственно соло. Я поступила в школу - на электронную почту мне пришло письмо с приглашением к обучению.

В Европе довольно дорого учиться. Ты прошла на стипендию?

- Обучение в мим-школе платное, стипендий нет. И каждый год они повышают стоимость на 500 евро. Студентам, которые приехали из стран-членов ЕС, нужно было заплатить лишь одну четвертую суммы (три четверти покрывал "Евросоюз"). Поскольку я из Украины, то мне надо было полностью платить за свое обучение. Первый год стоил 3500 евро. У меня не было таких денег. Я писала в различные фонды - "Фонд Виктора Пинчука", Фонд "Возрождение", чтобы мне помогли с оплатой. Ведь я единственная, поступившая в мим-школу из Украины. Раньше никто не мог получить эти знания. Никто не отозвался. Год пришлось пропустить. Тогда мама твердо сказала: "Дочка, не рыдай. Продаем нашу дачу под Киевом и ты едешь на обучение в Амстердам". Я решила, что пойду еще на какую-то работу в Голландии. Но проблема в том, что со студенческой визой ты не имеешь права работать. Ну, мне все же удалось подработать в кафе мытьем посуды с 7 до 11 вечера. Я проработала так месяца два и бросила. Потому что обучение с 9 утра до 6 вечера. И ты много тренировалась во время уроков. Было просто физически тяжело подрабатывать в кафе. Но скорее всего и в этом году буду снова там работать. Думаю, если хочешь быть артистом - надо и посуду мыть. Одно важно - чтобы силы оставались на искусство.

Что за эти два года оказалось самым трудным в обучении в таком насыщенном режиме?

- Сначала трудно было привыкнуть к самому распорядку. Голландцы очень организованы. У них все происходит с точностью до минуты. Взять к примеру следования трамваев. У нас в Украине не возможно представить, чтобы на остановке висел расписание "15:02", "15:07". Так же и с учебой. Мы получаем расписание на весь год, он расписан по часам, с фамилиями всех преподавателей, мастер-классами и каникулами. Но видимо страшным для меня все же был вокал. Я люблю петь, но я слышу, что плохо пою. В конце этого курса мы должны были подготовить соло и спеть без музыки. Я выбрала песню Земфиры "Небо Лондона". Умышленное пела на русском, чтобы они не понимали слов...

Вне обучения есть возможность выступать в голландских театрах?

- Только как стажер. Например этим летом работала в театральной компании Orkater. В течение пятнадцати дней мы показывали спектакль "The Promised Land" на фестивале Over het Ij Festival in Amsterdam. Это история об эмигрантах, которые в начале прошлого века хотели попасть в заветную Америку. Больше всего их приезжало на остров Эллис. Спектакль показывали на двух локациях - реальном пароме и ангаре. У европейцев очень популярно делать представления на заброшенных заводах, в лесу, где угодно. Итак, зрителей делили на женскую и мужскую половины (такое распределение действовало в те времена). Они шли на паром и мы в течение пятнадцати минут танцевали линди-хоп - джазовый танец темных людей, насыщенный акробатикой и очень вспыльчивый. Затем зрители шли к ангару, где раньше разгружались корабли. Здесь я была эмигранткой из России. На мне — платок, как с шоколадки "Аленушка" и пальто в клетку. Кроме пяти музыкантов (группа Kofferband), которые все это время вживую играли специально написанные для спектакля песни, было еще пять актеров из нью-йоркской драматической школы и два мима (мои коллеги по школе). Текста практически не было. Надежда на "золотые реки" в Америке, разочарование, болезни и нехватку денег тогдашних эмигрантов мы показывали через пластику движений, жестов, парных танцев.

Кроме экспериментов с пространством, телом и зрителями, чем еще учат в мим-школе?

- Например, наблюдать себя в пространстве. Просто стоять перед аудиторией и ничего не делать. Быть самим собой. Иной раз нам дали упражнение - поменяться полами. Девушкам надо было представить себя юношами и преподаватель раздала нам мужские трусы. Говорит: "И положите что-нибудь себе между ног. Ведь сидеть вы должны по-другому, по-мужски". А еще приходилось играть циркового коня. При этом показать лошадь в человеческом теле. За два года не все студенты справлялись с заданиями. С 12 человек на моем курсе осталось уже 8.

Есть роль, которую тебе было трудно сыграть?

- Отказалась от одного представления из-за недомогания. Тогда еще не знала, о чем она. Потом, когда увидела на сцене актеров, думала "Смогу так?". Все выступали голыми. И очень много пластических, акробатических движений.

Пластика тела, жесты - это главный инструментарий мима? Каким он является перед зрителем?

- Техника тела - это язык, который должен знать каждый актер. Все идет от собственного тела человека. При этом актер может использовать текст, костюмы, декорации, место показа, проекции на стену или на себя. Мим в первую очередь с помощью своего тела задает атмосферу спектакля. Когда на несколько дней я приезжаю в Киев, то устраиваю для знакомых актеров, бывших одногруппников мастер-классы. Думаю, в будущем мастер-классы разрастутся в проект "Mime Wave" и мы сможем привлекать к занятиям и общих представлений преподавателей из разных театральных школ. А пока на мастер-классах я показываю пластику упражнений, делюсь тем, что узнала в мим-школе. Учусь прислушиваться к собственному телу.

Биографическая справка

Анастасия Любченко

24 года. Родилась в Киеве. Окончила Киевский Эстрадно-Цирковой колледж, отделение пантомимы (2003-2007). Училась в Университете Театра, Кино и Телевидения им. Карпенко-Карого на отделении - режиссура анимационного кино (2007-2011). Получила диплом Мастера передвижной Академии сценических искусств MAPA (Moving Academy for Performing Arts, Netherlands) в рамках международного проекта "Процессия образов", с украинской стороны инициированого Центром им. Леся Курбаса. В рамках проекта посещала мастер-классы на территории Украины, Сербии и Нидерландов (2007-2010).

Сейчас учится в Амстердамской Высшей Театральной Школе на отделении "мим". Это было одно из первых высших учебных заведений, которое взяло за основу теорию и практику работы французского художника и основателя физического театра Этьена Декра. Именно в этом учебном заведении в 60-х годах состоялась театральная революция.
Работает стажером в голландской театральной компании Orkater. Последний раз играла эмигрантку из России на фестивале Over het Ij Festival in Amsterdam.

Сейчас вы читаете новость «"Оделась в платок, как с шоколадки "Аленка"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі