воскресенье, 23 декабря 2012 10:06

"Священники станут способными к живой беседе либо вымрут", - священник УГКЦ

Как будет меняться роль и статус церкви и почему ей с государством не по пути - размышляет 37-летний священник Украинской греко-католической церкви Олег Федоренко.

Автор: фото: Северин Наливайко
  Олег Федоренко, 37 лет, священник  Украинской греко-католической церкви.

Родился на Прикарпатье, в Рогатине. 1993 после школы поступил в Ивано-Франковскую духовную семинарию. Оттуда 1997 ушел в монастырь отцов Салезиян во Львове. 2003-го рукоположен в священники. С тех пор 3 года служил во львовской церкви св. Покровы, 4 года в Киеве при Патриаршем соборе, а теперь снова во Львове - в церквушке среди рощи на Погулянке, куда "в удачные дни" приходит полсотни людей.

Четвертый год исполняет обязанности директора центра учета для бездомных при Львовском горсовете. Не женат.
Олег Федоренко, 37 лет, священник Украинской греко-католической церкви. Родился на Прикарпатье, в Рогатине. 1993 после школы поступил в Ивано-Франковскую духовную семинарию. Оттуда 1997 ушел в монастырь отцов Салезиян во Львове. 2003-го рукоположен в священники. С тех пор 3 года служил во львовской церкви св. Покровы, 4 года в Киеве при Патриаршем соборе, а теперь снова во Львове - в церквушке среди рощи на Погулянке, куда "в удачные дни" приходит полсотни людей. Четвертый год исполняет обязанности директора центра учета для бездомных при Львовском горсовете. Не женат.

Куда меняется церковь? Какой она будет по 10-20-50 лет? Протестанты имеют больше бесед, размышления, интерактива с людьми. Как с этим в традиционных церквях?

- Направления развития церкви нам немного задал Блаженнейший патриарх Святослав (Шевчук, глава УГКЦ - ред.), - Что церковь должна быть церковью для украинцев во всем мире. Должна идти и быть представлена везде, где есть наши люди. Не имеем права замкнуться в Галичине или даже в Украине. Не имею ясновидения, чтобы изобразить перспективу, но читал и на православных сайтах, и в этом вижу перспективы развития - больше сосредотачиваться на социальном служении. Церковь это делает. Мне приходится быть свидетелем все большего количества домов семейного типа. Церковь все больше включается в благотворительные проекты, инициированные не так сверху церковью, как организациями на местах. Работа с сиротами. Я работаю в городском совете директором ночнушкы для бездомных, и работает в горсовете еще из церкви по ерайней мере два человека. Ранее этого не было. Для муниципальных структур и для нас это взаимовыгодно.

Церковь еще кое-какой кредит доверия от людей имеет. Где-то можем говорить о том, что когда определенные сферы соцзащиты представляет монахиня или священник, думаю, у людей больше доверия, чем к гражданским людям. В случае Львова это была инициатива ратуши. Есть сестры служебницы, задействованы в социальных служениях.

Церковь меняться, она не герметична структура. Прежде всего меняються будут прихожане. Будут образованными и требовательными. Поколение людей, которые тряслись перед словами священника, уходит в прошлое. Средний примерный возраст прихожан 40 из копейками. Обычно это люди с полным средним или высшим образованием. Если хотим, чтобы молодежь не перестала ходить в храм, не можем работать в ключе "отец сказал - упадет и замри", должны быть готовы, что она будет задавать вопросы, которые будут не всегда корректными и приятными. Прихожанин полюбому будет меняться. Ломать голову над тем, какой он будет - не знаю, надо ли, но будет он сам более демократичным и более критически настроенным к тому, что было когда-то. Теперь уже молодежь не можешь аргументировать: "Так, я сказал".

Значит, и священник будет болле склонен к живому разговору?

- Или он им становиться, или вымрет. Многие безосновательно, по-моему, боятся, что священники станут либеральнее. Человек, который знает, что он говорит и пытается согласно тому жить, ради дружеских отношений с прихожанами не уступит вопросом веры. Есть слова Христа: "Никто не пришивает заплаты от новой одежды к старой одежде". Не можем взять типаж галицкого священника начала 20 века, и протянуть в свое время. Может, по селам е где-то прячутся такие архаичные типы, но и там люди меняются. Осознают и себя, и место в церкви по-другому, не как их предки.
Кому-то, может, и комфортно стоять в церкви на 4000 человек, но я вижу развитие в том, чтоб больше говорить с людьми, меньше проповедовать из-под купола. Значит больше времени проводить в малых сообществах. За этим я вижу направление и перспективу.

Прихожан все меньше?

- Некоторые священника говорят, что да. Я этого не вижу. Самих церквей стало больше, община рассеялась. Пугали нас и кризисами, и благосостоянием, а у меня нет впечатления, что убыль людей.

На востоке УГКЦ держится на переижджих людях из Галичины?

- Мой однокурсник по семинарии служит в Донецке. Да, часть и там переселенцы-галичане, где их нет?. Но я служил 5 лет в Киеве, где по крейней мере половина прихожан - местные. Резко неправильно говорить, что ГКЦ обслуживает только духовные потребности галичан.

Некоторые говорят, что переносить центр УГКЦ в Киев было не правильно.

- Тот, кто говорит, что неправильно, глубоко ошибается. За незнание истории много платят. Унию менше всего хотели и медленнее всех принимали на Галичине. Ее уголки последними ее приняли.

С поляками были на ножах?

- Говорю больше о менталитете. Уния началась с Киева. Это большой блеф и миф, что греко-католики полезли в Киев. Мы наоборот вернулись. То, что говорил блаженнейший Любомир Гузар. Уния началась с Киева. Я сам для себя сделал открытие, когда прочитал, что с принятием унии в окрестностях Киева было больше униатских монастырей, чем на всей западной Украине. Да, пошли на восток - вернулись к своим корням. Чаще всего в тех криках слышно о неканоничности территорий. Над этим еще можно посмеяться, потому что записывать любого, кто не определился с религиозной принадлежностью, к православным - смешно.

Церковь не имеет права замыкаться только на вислуговуванни треб (священнодействия по требованию и личные потребности отдельных верующих, - ред.), Она должна заботиться, чтобы они знали историю, язык, культуру, обычаи. Без этого она - космополитическая организация, которой без разницы, кому она проповедует: чукчи, мексиканцу. Должна заботиться о том, что Бог дал народу: земля, язык.

Насколько церковь может быть отдельной от государства? Они смежные, а иногда и накладываются, хотя бы потому, что религиозные праздники являются государственными выходными. Нужно достигать этого утверждения или не возможно?

- Говорю сам за себя. Только хорошо, что церковь отделена от государства. Во всяком случаи, в той форме, в которой есть сейчас украинское государство, это прекрасно. С другой стороны есть пример Византии, и он ничем не вдохновляет. Попытки государственной реанимации церкви видим в России - где ее всячески озолочивают, но идет ли это церкви на пользу? Я считаю, что нет. Обвенчаться с государством церкви идея плохая, потому что раз приходит такой правитель, потом такой парламент, а церковь не может быть в симфонии с государством. Но когда церкви заложат в рот золотой кляп полной поддержки государства - получится не красиво. Как в басне, где Кривда говорит: "Наелась ты, Правда, напилась, то сиди тихо". Церковь должна показывать на недостатки, которые, несмотря на человеческую грешность, есть и в государстве.

А когда священник с прихожанами размышляет, голосовать за тех или иных, и доносит свое мнение - это тоже неприемлемо?

- Свои мысли священник пусть говорит своей матушке. Парафия открыта для всех. Для "ударовцев", "свободовцев", "януковичей", Бог никого не выгоняет. Это не вопрос бесполости или политической неориентованости священнослужителя, если он четко не проявляет перед прихожанами своей политической мысли. Мы имеем право, соответственно и обязанность, говорить, что хорошо, что плохо, а вмешиваться в политическую неразбериху священнику не положено. Не скажет же: "Сторонники такой партии первые идут исповедоваться, а бело-голубых попрошу остаться".

Автор: фото: Северин Наливайко
 

То, что Закарпатье напряму подчинено Ватикану, а не УГКЦ - это поправимые исторические обстоятельства?

- Исторические обстоятельства не благоприятствовали государственности вообще, но многие закарпатские епископы чувствовали и чувствуют себя украинцами. Зря из них теперь делать русинов, словаков, венгров. Если предоставлять Закарпатью какого-то особого статуса, значит истории был не Нужен Августин Волошин (греко-католический священник, Президент Карпатской Украины, - ред.), священномученик Теодор Ромжа (Руководил епархией УГКЦ, с приходом советских войск 1944 решительно выступал против присоединения к православной церкви, - ред.). Просто случилось так, что православное Закарпатья в другое время пошло на соединение с Римом. Позже, но по очень похожим причинам, что и на большой Украине. Сугубо чтобы сохраниться как этническая группа, сохранить свою веру в восточном обряде, вить мадьяры дожимали. В прошлом веке тоже люди понимали, что Закарпатье само не просуществует, но помнили, что это часть Украины.

На Закарпатье и миряне, и духовенство выступают за то, чтобы объединиться, чтобы и Украина была едина. Пусть когда-то политические обстоятельства не способствовали, но чтобы за Карпатским перевалом начиналась другая административа... Людей, видите, пугают: "Придут галичане, заберут ваши напевы, ваши обычаи". Стыдно, что такое говорят священники. И если церковь есть в Ялте, есть в Одессе, с центром в Киеве, то зачем о ней говорить как о галицкой?

Многим объединение не выгодно?

Я не берусь давать суждения, потому что не геополитик и не стратег, но ездя по Закарпатью, каждый раз вижу новые таблички ... То там "Православный храм Московского патриархата" появился, то там. Мужские, женские... Не вижу, чтоб так открывались греко-католические. Может, табличек не ставят. Но то, что резко растет количество российских монастирцив, где может быть по два-три насельника, говорит о том, что Московия таки суется. Она всегда Закарпатье считала своей вотчиной. Не имею вопросов к тамошним епископам, но не надо быть экстра-математиком, чтобы понять прогрессию роста. Вопрос плодотворного развития в том, чтобы народ соединился. А количество украинских храмов на Закарпатье не впечатляет.

Сейчас вы читаете новость «"Священники станут способными к живой беседе либо вымрут", - священник УГКЦ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

95

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть