Ексклюзивы
пятница, 16 ноября 2018 06:20

Соломия Крушельницкая с каждым в Европе говорила на его языке
10

16 ноября 1952 года умерла оперная певица Соломия Крушельницкая.

Ее голос - лирико-драматическое сопрано диапазоном почти в три октавы - уникальное явление в оперном искусстве. Он привлекал людей силой звука, звонкостью, сочностью, совершенной вокальной дикцией, виртуозной техникой.

Родилась она 23 сентября 1872 года в селе Белявинцы на Тернопольщине. Отец Амвросий был греко-католическим священником. Мать Теодора Мария - из священнического рода. Имели двух сыновей и шесть дочерей

Петь Соломия начала еще в детстве. Друг семьи Мария Цибульская вспоминает: "У нас помнят молодую Соломию, как она вечерами пела в группе девушек где-то в саду или на площади. Уже тогда голос ее был сильный, красивый и очень отличался от других." Впервые публично выступила в 10-летнем возрасте. Это происходило на Шевченковском концерте в Тернополе.

"Имеет все данные, чтобы стать украшением даже первостепенной сцены. Обширный, звонкий и очень симпатичный звук ее меццо-сопрано, образование музыкальное, высокое чувство красоты, манящая этажность, сценическая постановление, словом все приметы, которыми одарила его природа, предполагают ей в артистическом мире лучшую будучисть", - такую ​​оценку получила Соломия Крушельницкая от руководства Львовской консерватории, куда вступила в 1891 году.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Миллионеры предлагали построить отдельную оперу исключительно для меня" - родилась выдающаяся певица мира

В 1893 году после успешного окончания косерватории Соломии Крушельницкой предложили стать солисткой польского оперного театра. Однако она отказалась. Для того, чтобы продолжить обучение, певица решила ехать в Италию. На ее решение повлияла знаменитая итальянская певица Джемма Беллинчони, которая в то время гастролировала во Львове.

Осенью 1893 года он Соломия едет учиться в Италию, где изучила 6 иностранных языков, на которых говорила свободно. Пела на 8 языках. Говорила вскоре после приезда про себя: "Другая на моем бы месте, не зная языков мировых, не тронулась бы за порог, а я ничего, приехала вот здесь, и нисколько не горюю, что едва два слова по - итальянски знала, и вот через пару месяцев уже и говорю, и читаю книги".

Из-за этого не было никаких ограничений в выборе репертуара.

"Как приеду где-то через пару лет во Львов, то меня публика местная не узнает, - пишет другу. - Выдержу до конца и убежу всех, что и наша душа способная обнять хотя бы и самый высокий вершок в артистизме. Да и тем самым потяну других за собой, чтобы не гнили там всю жизнь. Не знаю, что мне случилось, что попала в такой пафос. Я говорю, что слышу в себе страх, много огня и энергии".

Соломия Крушельницкая выступала на сценах многих театров мира: Италии, Испании, Франции, Португалии, Польши, Австрии, Египта, Аргентины, Чили. Но несмотря на это, в 1894-1923 годах почти каждый год выступала с концертами во Львове, Тернополе, Стрые, Бережанах, Збараже, Черновцах и других городах Галичины.

Характерной чертой всех концертов Крушельницкой было то, что в программу певица всегда включала украинские народные песни, которые она исполняла перед окончанием концерта.

Петь с ней на одной сцене считали за честь Энрико Карузо, Титта Руффо, Маттиа Баттистини, Федор Шаляпин. В день выступления, почитая голос, Крушельницкая ни с кем не разговаривала. В театр она приезжала за 2 часа до представления и сама себя гримировала.

Самой известной оперой Соломии Крушельницкой является "Мадам Баттерфляй". 17 февраля 1904 года в миланском театре "Ла Скала" Джакомо Пуччини представил свою новую оперу "Мадам Баттерфляй", но публика засвистала ее. Маэстро чувствовал себя раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать свое произведение, а на главную партию пригласить Соломию Крушельницкую. Новая премьера состоялась в мае того же года на сцене театра в Брешии. На этот раз успешно - публика семь раз вызывала актеров и композитора на сцену. После спектакля Пуччини послал Крушельницкой свой портрет с надписью: "Самой прекрасной и очаровательной Баттерфляй".

"Миллионеры предлагали мне - с условием, когда выйду за них замуж, - построить отдельную оперу исключительно для меня или советовали забывать о своей тяжелой профессии и выбрать себе образ жизни в какой угодно части мира: в горах Тибета или на золотистом морском песке ... ".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Музей Соломии Крушельницкой затопили в двадцатый раз

В 1910 году она вышла замуж за итальянского адвоката Чезаре Риччони. Они поженились в одном из храмов Буэнос-Айреса. После бракосочетания Чезаре и Саломея поселились в Виареджо. Здесь Соломия купила виллу на побережье моря. Нанимает кухарку, гардеробщицу и лакея.

"Тогдашнее Виареджо - райский уголок. Городок протянулся вдоль моря широкой полосой аккуратных и приветливых домиков. Их владельцы - влиятельные люди Европы, России и Америки. Соломия сразу нашла свое место в тамошнем знатному окружении, - вспоминает в мемуарах писатель Джорджо Папасольи. - Казалось, она родилась и сформировалась для него, или тогдашнее Виареджо было создано именно для нее. Высокая, красивая, безупречно одетая дама, она ежедневно выходила на свои неизменные утренние прогулки по набережной".

Гостей угощает своей выпечкой - пирожками, варениками.

У супругов часто гостят родственники и друзья. По вечерам возле усадьбы собираются желающие послушать игру и пение Крушельницкой.

Многие песни исполняет для гостей на украинском языке. Они расспрашивают о народе, обычаях. Писательница Сибилла Алерамо вспоминает один такой вечер: "Когда Соломия Крушельницкая садилась за фортепиано и начинала напевать, то казалось, что из нее падала маска. Она вся вспыхивала, делалась какой необычной. В первую очередь тогда, когда пела украинские народные песни. Они были короткие, но пела их с радостным порывом, словно разбрасывая цветы в лучах утреннего солнца. Мы не понимали слов. Из лыбки артистки можно было прочитать, что это были слова какого-то опьянения, здорового и сильного".

Соломия путешествует по Европе автомобилем. Водит сама. Достопримечательности снимает фотоаппаратом. К каждому обращается на его языке. Много читает. Хорошо разбирается в медицине.

После смерти мужа в 1938-году Соломия Крушельницкая решает поехать на родину. Друзья пытаются ее удержать. Правительство отказывает в выдаче заграничного паспорта. Однако она выезжает. Через войну и травму ноги остается во Львове до конца жизни. Ее дом в Виареджо пострадает от бомбардировок. Затем его, без ведома хозяйки, продадут советские дипломаты. Все имущество достанется советскому государству. Крушельницкая стала гражданкой СССР.

Умерла она 16 ноября 1952 года во Львове. Похоронена на Лычаковском кладбище рядом с Иваном Франко. После смерти ей поставили обычную плиту. Но итальянцы готовили приезд, чтобы принести цветы своей примадонне. "Советам" стало стыдно. И нашли скульптора - Феодосию Бриж, которая изобразила на ее могиле Орфея - греческого бога пения. Образом для скульптуры бога был сын Феодосии, который умер 18-летним.

.

Сейчас вы читаете новость «Соломия Крушельницкая с каждым в Европе говорила на его языке». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи