Литературовед, арт-обозреватель Анастасия Герасимова назвала пять современных украинских прозаиков, книги которых стоит читать в первую очередь.
- Справедливости ради начну с примечания: поместить украинскую современную прозу, а тем более интересную, в пять личностей крайне трудно. Есть у нас классики, которые творили литературу независимой Украины, мастера детективного жанра, малой прозы, звезды так называемых "женских романов", авторы, вполне успешно работающие с фэнтези, отдельным литературным явлением стали книги интернет-блоггеров... Но, чтобы не усложнять, я расскажу о разных писателях, среди которых читатель обязательно найдет кого-то себе по душе, даже если это будет выглядеть как тест на тип темперамента или цвет ауры.
Сергея Жадана часто называют культовым украинским писателем. В чем же заключается эта культовость? Думаю, в доверии. Студентки филфаков, строгие украинские литературные критики, парни в Адидасах из неблагополучных районов столицы, его читатели из городов и городков - все они верят каждой поэтической или прозаической строке Жадана. Он близок и понятен, щемяще-тосклив в своих стихах, гиперреалистичен в прозе. Обласканный многочисленными отечественными и зарубежными премиями, писатель для многих остается просто "дядей Сережей" - человеком, которого любят за отличное чувство юмора, уважают, за соблюдение собственных жизненных принципов. Как общественный деятель Жадан постоянно помогает военным морально и материально, собирает книги для библиотек прифронтовых городов, необходимые вещи для детских садов. Как многогранная творческая личность - разрывает драйвом столичные клубы со своими друзьями рок-группой "Собаки в космосе". Он уже давно привык к критике со стороны завистников, как и к похвале с восторгом. Поэтому просто излучает спокойствие человека, который знает, что нужно делать в этой жизни.
Кому читать: тем, кто не боится правды жизни, ищет философское основание даже в старом рваном подъезде хрущевки, кто хочет прозрений и вечных истин, литературы, через которуй иногда приходиться продираться, но с обязательным условием, что все усилия получат надлежащее вознаграждение.
Что читать: романы "Ворошиловград", "Месопотамія", сборники поэзии "Життя Марії". "Тамплієри".
В современной украинской литературе господствует гендерная справедливость. В том смысле, что проза еще со звездных времен Оксаны Забужко у нас не является исключительно "мужской". И мне действительно жаль, что сейчас пришлось выбирать, о ком говорить, ведь София Андрухович, Ольга Деркачева, Наталья Сняданко, Светлана Пыркало, Ирэна Карпа тоже должны быть в этой статье. Однако сейчас о Евгении Кононенко. С середины 1990-х годов писательница является неизменным поставщиком качественной, прекрасно выстроенной с точки зрения сюжета и персонажей литературы. Кононенко - это стиль мышления, в котором доминирует созерцание, это интеллект и интеллигентность. Писательницу можно назвать агрессивной феминисткой, проявляющейся как и в тематике прозы, так и публичных выступлениях на тему роли женщины в социуме. Если же проще, то Кононенко на собственном примере знает, что можно воспитать сына, стать успешной писательницей, не прячась за спину мужа. Она старается избегать публичности, но умеет быть очень интересной собеседницей, особенно когда речь заходит об истории Киева или ей новых переводах с французского.
Кому читать: тем, кому от книги хочется простоты, но не банальности, мудрости и взвешенности слов, детективной или лирической составляющей, взгляда со стороны на жизненные ситуации, в которых тоже можно найти свою обычную красоту и страсть.
Что читать: роман "Імітація", сборники новелл "Книгарня ШОК", "Кат"
Мастер литературного эпатажа. Когда в советское время в стране не было секса, Винничук в своих рассказах последовал лучшим традициям Боккаччо, когда царила общая экономия и дефицит, писатель вдавался в подробности, которым позавидовал бы Рабле. Таким он остается и по сей день, хотя бескомпромиссность предыдущих лет уступила художественный взвешенности, которая обычно захватывает читателя формой и содержанием произведения, обязательной интригой и игрой. Противоречивый в своих высказываниях как журналист и публицист, Винничук является тем автором, каждая книга которого становится событием литературной жизни страны. И это не маркетинговый ход издательств. Одна из неоспоримых достоинств прозы Винничука - язык - богатый, насыщенный, красивый, уместно украшеный диалектизмами. Рассказчику его произведений или же персонажам никогда не упрекнешь в неестественности. Романы писателя - это, собственно, то, что вполне подпадает под определение художественной литературы как вида искусства.
Кому читать: тем, кому хочется интересных, непредсказуемых историй, удачных стилизаций и полувымышленных миров, созданных так, чтобы ничего лишнего, с юмором, сексом и вкусными подробностями кулинарный или любой другой лад.
Что читать: романы "Мальва Ланда", "Танго смерті", "Аптекар".
Еще до эмиграции в Австрию Таня Малярчук находилась в эмиграции внутренний. В своих не таких уж и многочисленных интервью писательница отметила, что не считает нужным быть популярной, таковыми должны становиться ее книги. Довольно быстро получив приверженность читателей и литературных критиков, Малярчук то баловала постоянством, то исчезала на несколько лет. Совсем скоро должен выйти ее новый роман об исторической памяти, борьбе со страхами, поиском идентичности - темы ныне остроактуальные. Но перед этим было еще семь книг, среди которых удачный экспериментальный дебют - повести "Эндшпиль Адольфо" и "Роза для Лизы", после которого прозу Малярчук окрестили магическим реализмом, дальше шла "Сверху вниз. Книга страхов", несколько снизила градус концептуальности в пользу приключенческой составляющей со всеми традициями мистического восприятия Карпат. Роман "Биография случайного чуда" задел важную и непростую тему критики общества, важную, поскольку автор прошлась по чиновникам, взяточничеству, замещению реальности с помощью религии. Чувствительным для некоторых стало то, что, оставив Украину, Малярчук, мол, со всей силой художественного слова написала о том, как у нас все плохо. А должна же была любить родину еще больше ... Но Таня Малярчук из тех авторов, которые никому ничего не должны. Бескомпромиссно, но это в ней и привлекает.
Кому читать: тем, кому хочется узнать, есть ли на наших широтах экспериментальная литература, но такая, где бы форма гармонично сочеталась с содержанием, а проблемы, поднимаемые автором, касались бы не только духовных аспектов, но и исторических и социальных.
Что читать: сборник рассказов "Звірослов", повести "Ендшпіль Адольфо, або Троянда для Лізи", роман "Біографія випадкового чуда".
С прозой Тараса Прохасько бывает сложно, ведь она совершенно не вписывается в современный ритм жизни. В произведениях писателя много его собственных философских размышлений и внутренних переживаний, поэтому романы и повести Прохасько полны интимности, стремления к духовной близости, на которое читатель может откликнуться или остаться в стороне. Искренность прозаика обезоруживает. Однако не все так просто, а порой даже вычурно. Тексты Прохасько - это фон образов, из которых читатель сам выделит смыслы, построит собственную картину художественного мира, который ему не дают готовым в руки, а предлагают выделить в сотворчестве. И это действительно интересно - чувствовать причастность и соучастие, погружение в текст. Мечты, любовь, одиночество, время, человек как существо, равное всем остальным единицам мира природы - сквозные мотивы прозы Тараса Прохасько. Однако все, что можно сказать или написать о его текстах - это лишь попытка ухватиться за свет, который пройдет сквозь тебя, продолжая свой собственный путь...
Кому читать: тому, кто размышляет о смысле бытия, о собственном месте во вселенной, ищет пути внутреннего углубления, кому нужен отдых от спешки и суеты, альтернативный взгляд на этот мир, лишенный излишней информации.
Что читать: сборник повестей "Інші дні Анни", роман "НепрОсті", детскую книгу "Куди зникло море".
Комментарии