Ексклюзивы
четверг, 20 августа 2015 20:12

"Поколение, пробужденное Майданом, понимает - расслабляться нельзя" - Стронговский
25

Фото: Илья Стронговский https://www.behance.net/strng

Как мутировала шароварщина, почему украинцы не ценят дизайн и кого можно назвать антиперсоной года в украинской культуре поделился с Gazeta.ua дизайнер и переводчик Илья Стронговский.

Что в современной украинской культуре можно (хотя бы в шутку) назвать победой, а что - предательством? Пациент скорее жив или мертв?

Надоело, на самом деле, шутить. Предательств очень много. Предательство - это нынешний минкульт с его руководителем и всеми миазмами оттуда родом. Празднование юбилея "Теней забытых предков", господдержка КВН и Восьмой туристической мотовстречи друзей "Мотородина – єдина країна" - это тотальное предательство.
Передательство - это перерисовка отреставрированного и обновленного два года назад киевского фуникулера. Огромную работу Игоря Скляревского замарают "видами Днепра, выполненными в концепции дня и ночи".
Ну и самая большая "зрада" последнего времени, "зрада" таких масштабов, что мне мало слов, целая полноценная "Зрадзила" - это, вдумайтесь, доложения остатков воинов АТО к Могиле неизвестного солдата в Киеве. То есть, при всех достижениях ДНК-анализа, на сайте Президента спокойно говорят о неизвестных останках людей, погибших в АТО. И до сильно посредственного памятника советской эпохи добавляют патриотическо-монументальный бред. И это все одобряет Украинский институт национальной памяти.
И это только основные "зрады" последних месяцев. Я уже молчу о увечьях, вызванных низким интеллектом причастных к исполнению закона о декоммунизации. Необходимый важный закон, представленный в сомнительной редакции, который привел к бездумному уничтожению нашего наследства. Есть материал на крупнейший в мире "Ленин-парк", вполне себе туристическая приманка, но нет, уничтожить проще, чем, хотя бы, поинтересоваться у музеев. Можно продать что-то коллекционерам, заработать денег, но и это нас не касается. Вандализм - это предательство.

Что на этом сером фоне стало лучиками "перемоги"? То, что делают отдельные люди на отдельных участках не благодаря, а вопреки. Об этом мало знают, им преимущественно препятствуют, но оно есть. Надо искать и лелеять. Расцвет стрит-арта - это преимущественно победа.

Что именно бы здесь отметил? Это новые киевские муралы?

Да. Приезжают люди со всех уголков мира делиться своим восприятием нас - и это заоблачно круто. Это значит, что мы им интересны. Не только Чернобыль и "наташи", мы.
Кроме того, это очень сильно воспитывает людей, к эстетике не приученных. Ежедневное напоминание так - можно и так - красиво. Со временем это приведет к пониманию, что к этой красоте не подходит.
Ну и стрит-арт-туризм тоже веская причина радоваться. Я сам такой, во всех своих поездках охочусь на интересности.

Почему украинцы не ценят дизайн? Это общее жлобство, привитая системой безвкусица, низкие зарплаты или пребывания на грани бедности?

Чтобы что-то ценить, надо иметь понимание ценности, извини за банальность. А это не прописано в нашем менталитете. Нет культуры антикварияту, потому что все выбрасывают. Рагульский дизайн, потому что не учились, не учили и не платят. Не платят - значит не ценят. И по кругу.
Нам нужно жесткое авторское право. Чтобы у дизайнеров был лицензионный софт и шрифты, чтобы они покупали иллюстрации. Когда платишь за каждую картинку, десять раз подумаешь, нужна ли она тебе. И так вложишь в десять раз больше усилий в то, что делаешь. Так что в десять раз больше будут стоить твои услуги. Значит, ты сможешь делать в десять раз меньше и в десять раз лучше.
Пока на рынке будут люди, которые работают за копейки, качества на рынке не будет. Клиент в качестве не нуждается. Он хочет дешево. Только перестанет быть дешево, начнутся изменения.
Но, самое худшее, что с дизайном так же, как и с интеллигентностью. Чтобы у нас все исправилось, нужно несколько поколений. Поэтому надо было начинать еще давно.

Правда ли, что сегодня почти неприлично для человека искусства, когда тебя не забанили в Facebook? Чем конкретно тебе не угодила обложка переиздания "Семги" Софии Андрухович? Как возникло твое творческое решение этой задачи?

Уточню: моя версия "Семги" возникла как иронический протест к факту обнародования "Норой-друк" обложки их переиздания. Если в оригинальном издании 2007 года за метафорой далеко не ходили, но титульная рыба имела хоть какой-то подтекст, метафору семги как вкуса подростковой сексуальности, то в этот раз там два куска рыбного филе. На обложке книги о взрослении.
Это какая-то антиобложка вышла, еще хуже вариант, чем в обложках "Степного волка" Гессе, где есть степь и есть волк.
Поэтому, я возмутился и меньше чем за 600 секунд склепал пародию на это переиздание, убрав, наконец, из книги рыбу и подав подтекст буквально, без вуали. Это не официальная обложка, просто иллюстрация как сделать что-то удачное, приложив минимум усилий и годы опыта. Но поскольку политика фейсбука не предусматривает показа половых органов даже с художественной целью, меня забанили. Ну а еще я уверен, что моя оперативность и подход оскорбили "Нору-друк". Что меня удивляет еще меньше.

Чья большая вина того, что у нас появляются ужасные книжные обложки - издателя, дизайнера или читателя, который эту безвкусицу соглашается покупать?

Это простой вопрос. Я десять лет на него однотипно отвечаю. Читателю все равно. Читатель покупает перепереводы с российского, китч, безвкусицу, Коэльо и Донцову, Бешеного и Пещеристого. Читатель покупает то, что ему предлагают.
Дизайнеры бывают двух типов - подневольные и свободные. Подневольные делают, что скажут, свободные сосут лапу.
И получается, что появление таких обложек - исключительная заслуга издателя. Взгляни на ВСЛ: не Аграфкой единой! Или обновленные "Основы". Или "Лаурус". Во главе их стоят адекватные, умные, эстетически образованные люди, которых не радует производить дерьмо. И они его не просто не производят, а создают условия, когда торговцы колбасой, то есть типичные наши книгоиздатели, должны подтягиваться. КСД, например, сильно улучшилось. То есть вирус высокой планки книжного дизайна, к распространению которого присоединился и я, действует. Я оптимистично настроен. Все плохое сдохнет, все хорошее расцветет.

Назви топ-3 худших украинских книжных обложек этого года.

Я не слежу за конкретными кусками теплого украинского книжного оформления, но с радостью вспоминаю "Пирамиду", "Нору-друк", "Жупанского" и "Фолио" как тех, кто больше работает на клозет. Хотя "Жупанского" надо все-таки выделить, они очень активно выдают мировую классику в худший способ, чем это когда-либо делали в мире. И я даже не преувеличиваю. За это должна быть какая статья в уголовном кодексе.

А топ-3 лучших?

Ни одна, ни одна украинская обложка не просочилась на тематические книжные западные сайты, поэтому какие-то конкретные я бы не выделял. Но можно подобрать что-то среди издательств, о которых упоминал - там есть очень достойные вещи.

Как возник слоган "Їбаш невпинно"? Почему он актуален для украинцев?

Как и все творческие люди, я страшный прокрастинатор. Весной подумал, что хочу сделать себе обои на новый телефон, чтобы нестандартные были. Нарисовал с лозунгом "Хули смотришь? Ебашь". Остроумно же. Хочешь затупить в телефон, а он тебе грубо указывает, что делать. С этого появились обои и для мониторов и они неожиданно завирусились, людям лозунг понравилось. Тогда я и подумал о необходимости серии - некорректной, вызывающей, но в то же время безобидной. Так возник принт, а затем и футболка "Їбаш на славу України" и, наконец, "Їбаш невпинно".
Это все лозунги для того поколения, которое, извините за пафос, было пробуждено Майданом. Поколение, которое понимает, что расслабляться нельзя, следует тяжело вкалывать, чтобы мы не сползли назад. Кроме того, молодняк знает, что труд является залогом успеха. Они не ждут чуда, они его создают. И понятно, что они циники, поэтому целевая аудитория и оценила.
Мне же, как дизайнеру, хотелось расширить границы восприятия обсценной лексики. Я не первый, конечно, догадался совместить одежду и мат, "Остання барикада" делала футболку с цитатой Покальчука "Вчіть, блядь, нашу мову" раньше.
Что интересно, люди, которые возмущаются слову "Їбаш", не имеют ничего против всех этих ПТН ПНХ. А я наоборот не понимаю, как можно носить на себе хуйло.

Какие успехи благотворительной инициативы "Добра листівка"?

В зависимости от того, что считать успехом. Финансово у нас пока этого года 230 000 грн. Это выглядит существенной суммой, собранной на открытках, но печать и участие в международных ярмарках (и большинства наших, благодарим "Книжный Арсенал" за то, что они являются исключением) не бесплатны, соответственно у нас выросли операционные расходы.
На Форум издателей мы готовим новый тираж. С его появлением в нашем ассортименте будет около 300 видов открыток, 100 авторов из 15 стран мира. География сильно расширилась, теперь у нас будут авторы из Мексики, Вьетнама и Японии! Кроме того, мы активно работаем с продвижением на Запад. В этом году участвовали в книжных ярмарках в Вильнюсе и Варшаве, соответственно в Литве и Польше появились точки продаж наших открыток. До конца года принимать участие в ярмарках во Франкфурте, Кракове и Тбилиси. Надеемся довести количество точек продаж в Украине до 100.

Как выбираешь изображения для "Доброї листівки"? Кого из художников открыл для себя во время работы над проектом?

Благотворительный фонд не мой собственный, поэтому и изображение выбираем мы вдвоем с соучредителем Лилией Омельяненко. Технически это выглядит так: я наталкиваюсь на какие-то красивые изображения, посылаю Лили ссылки на авторов, а она выбирает из предлагаемого то, что ей по вкусу. Благодаря этим фильтрам удается подбирать иллюстрации, становятся хитами продаж.
Мы стараемся находить паритет между качественными поздравительными открытками, которых у нас до сих пор катастрофически не хватает и малотиповыми для наших широт галерейными, которые могли бы продаваться в музейных лавках Европы. Нас интересуют как ванильные изображения, так и социальный и порой даже политический подтекст. Периодически это приводит к курьезам. Мы выступаем за равенство прав человека для всех и есть уникальные для Украины открытки ЛГБТ-тематики, в то же время у нас есть и Бандера с котятами, и АТО и даже пост-АТО тематика Беаты Куркуль. И неоднократно мы подвергались возмущениям людей самим фактом предложения ЛГБТ-тематики или ее соседством с образом Бандеры.
Поскольку наши открытки шлются по всему миру, то пришествии случайно натыкаюсь на фотографии с ними в кадре на фотосайтах. А в России человеком, которому отправили нашу открытку "Все разные - все равны", заинтересовались правоохранители. К счастью все разрешилось хорошо.
Об этом и о многом другом, кстати, мы будем рассказывать на нашей первой киевской презентации 2 сентября в 18:30 в книжном магазине "Є" на ул. Лысенко. Приходите.

Каким был самый неожиданный отзыв от иностранцев о твоих майдановских открытках?

Самым неожиданным результатом стало то, что мне пришлось найти человека, который бы производил и продавал мои дизайны там, потому что спрос был сильно больше неудобств, связанных с пересылкой готовой продукции. А именно отзыв касался НЕ столько меня, сколько всех художников, кто работал для Майдана: что у нас была художественная революция. И она, кстати, продолжается.

Что бы назвал событием и антисобытием года в украинской культуре?

Рано еще подводить итоги. В декабре виднее будет. А вот Кириленко как антиперсону уже можно назвать. Мне больно думать, что может появиться что-то беспомощнее его.

Шароварщина вечная? Или у нее появились новые реинкарнации - какие?

Шароварщина в наших радиационных условиях давно мутировала в формы, значительно более пригодные для современного выживания. То, что делает Семесюк или Орест Лютый, это та шароварщина, которую можно и нужно распространять миром. Ну а все, что связано с китчевой шароварщиной, этими соломенными домиками и "Спасибо тебе Боже, что я не москаль", давно перестало быть украинским и производится в Китае. Это уже не наше, чему не могу не радоваться.

Сейчас вы читаете новость «"Поколение, пробужденное Майданом, понимает - расслабляться нельзя" - Стронговский». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі