Плакаты харьковского художника Никиты Титова стали символами героизма защитников Украины в войне против страны-захватницы России. Картины, где художник уже восемь лет изображает украинских воинов и волонтеров, распространяют в интернете. Художник создает новый плакат каждый день. Еще до начала войны Никита Титов создал авторские гербы украинских городов, в которых подчеркнул силу и мощь Украины. После захвата Россией острова Змеиный, нарисовал картину с тонущим в крови красным кораблем-Кремлем. Тогда пограничники острова Змеиный по призыву вражеского корабля сдаться - сказали ставшую крылатой фразу "Русский военный корабль, иди нахуй". Картину Никиты Титова с этим высказыванием растиражировали на биллборды в разных городах Украины, изображение появляется на заставках телепрограмм, его используют на принтах одежды.
Gazeta.ua поговорили с художником-плакатистом о мотивационных картинах, которые поднимают боевой дух украинцев во время войны, о месседжах-картинах к украинцам и иностранцам и о том, какой художник изобразит Украину после победы.
В общем, был внутренне готов, что произойдет полномасштабная война. Последние восемь лет рисую обо всех событиях, происходящих в стране, и о войне тоже. У меня много знакомых военных, тех, кто был на фронте, эти годы - и защищает страну сейчас. Ощущение, что начнется полномасштабная война - было. Но никто не знал, когда это произойдет.
23 февраля был в Харькове, приехал накануне по делам и увидеть друзей. Встретились с подругой Ульяной. С ней у нас всю жизнь совпадали графики - мы вечером работали, а потом гуляли по ночному Харькову. В ту ночь так же встретились, гуляли по городу где-то до 3:00. Когда вернулись домой, она легла спать. А я как человек, обычно по ночам рисующий - долго не мог заснуть. Как раз в пять утра начал приходить сон - тогда услышал взрывы. Разбудил подругу - увидели зарево. Сразу стало ясно, что это не фейерверк. Это нападение. Началась война. Но именно в то время было такое отчаяние, поскольку не понимали, что делать дальше, как все будет происходить. От этого был шок.
Сразу стало ясно, что это не фейерверк. Это нападение. Началась война
В Харьков приехал только на день, вечером должен был возвращаться. Днем сходил в литературный музей, где раньше работал. Увидел там бывших коллег. Казалось, они спокойно составляют коллекцию музея. На самом деле, собирали экспонаты для того, чтобы их уберечь. Зашел к подруге Ирине Ильинской - она классная харьковская художница с сильной гражданской позицией. Сейчас у всех, кого знаю, есть сильная гражданская позиция. А она была такой с самого начала войны - активной, занималась волонтерством, ездила тогда еще в АТО. Встретился с ней, поговорили - а потом уехал на вокзал.
Людей на вокзале 24 февраля было очень много - стало ясно, что уехать сложно. Прошелся вдоль поезда. Спрашивал проводников, могут ли взять к себе. Одна проводница пошла навстречу, сказала: "Входи". Я очень волновался, в Киеве ждала мать, которая испугалась взрывов. Мы недавно переехали с ней в столицу, мама оставалась там одна. Мне было важно приехать к ней как можно скорее, потому что была напугана. В Киев прибыли уже ночью - был первый комендантский час. На вокзале встретили друзья, отвезли домой. Мама успокоилась.
С 24 на 25 февраля нарисовал плакат с очертаниями острова Змеиный в красных черных цветах. Подписал "Героям слава!" Рисую каждый день, и каждый день это новое мнение, новая работа.
Рисую каждый день, и каждый день это новое мнение, новая работа
Новую геральдику начал делать где-то за месяц-полтора до войны. Нарисовал сначала герб Киева, затем Одессы, Харькова. Впоследствии стали добавляться другие города. Изобразил почти все, кроме нескольких городов на западе. Была главная идея - сделать такие символы для городов, идущих вдоль границы с орками. Была мысль показать мощь, что Украина даст отпор захватчикам. Это была оборонительная концепция, стремившаяся изобразить сильными те города, которые первыми встретят неприятеля. Был уверен, что дадут мощный отпор. Таково было ощущение - и, как мы видим, так оно и выходит.
Было главное мнение - сделать символы для городов, идущих вдоль границы с орками
Всегда знал, что украинцы способны на большие поступки, но не думал, что это будет настолько мощно. Я всегда верил в Украину, гордился. Конечно, то, что сейчас происходит - это за пределами воображения. Как оказалось Украина - это страна сверхлюдей, суперменов. Это поражает и восхищает. Но одной эмоции здесь быть не может. Когда понимаешь, сколько людей погибает, защищая свою землю от захватчика, сколько людей теряет, все, что им дорого - это тяжело. Здесь не может быть одной эмоции восторга - здесь и боль, и гордость, и горе, и желание помочь, приобщиться.
Как оказалось Украина - это страна сверхлюдей, суперменов
Не адресую никаких месседжей за границу, по крайней мере, намеренно. Создавать работу для зарубежного зрителя получается редко. Недавно сделал картину, чтобы поблагодарить Европу, Штаты за то, что нам помогают, потому что это важная поддержка. Хотел даже говорить не о военной помощи, а о помощи людей. Многие украинцы сейчас получают ее от европейцев, американцев, канадцев. Здесь работы благодарности можно еще делать и делать. Пока что создал две. Но в общем-то делаю то, что мне близко, что чувствую. А мне ближе, что происходит именно в Украине.
Мне ближе то, что происходит именно в Украине
Конечно, я понимаю, что мои работы сейчас смотрят многие. Есть большая ответственность. Но главное для меня всегда - передавать то, что чувствую, что важно. Сейчас время, когда многие художники приняли участие в информационной борьбе. До активной фазы этим занималось не так много людей в Украине. Андрей Ермоленко, Максим Паленко, Александр Комяхов, Александр Грехов и еще несколько человек. Сейчас присоединились и другие художники. Это радует. Начали говорить о героизме воинов, Украине в войне - и это очень нужно. Визуальное искусство максимально наглядно. Легко рассказывает людям о происходящем. Месседжи четко считываются и понятны не только в Украине.
Сейчас, как обычно, делаю то, что могу и умею. О темах, на которые пишу, общаюсь с друзьями. У меня есть близкая подруга Лиля Лилик - с ней часто обсуждаем, о чем сейчас нужно было бы сказать. Но при этом стараюсь во всех своих работах быть максимально честным. Каждое из них - это то, о чем я думаю, переживаю.
Быть украинцем - это гордость. Сейчас в мире не существует второй столь крутой и мощной страны как Украина. Происходящее сейчас страшной ценой, но формирует такую страну мечты. Раньше это было метафорой - скоро может стать реальностью. Будущее Украины именно таковым и будет. Это большой шанс для Украины, украинцев измениться так сильно, что мы станем образцом для всех других государств.
Комментарии