Кинокритик Андрей Алферов рассказывает Gazeta.ua о фаворитах нынешнего Венецианского кинофестиваля. Сейчас он находится в Венеции и отчитывается о пересмотре ярких лент в своем блоге на МедиаНяне. Андрей Алферов на Венецианском кинофестивале в третий раз. Впервые посетил его в 2008 году.
Какие фильмы Вам больше всего понравились?
- Еще до начала фестиваля ленту американского режиссера Пола Томаса Андерсона "Мастер" называли нынешним фаворитом. Думаю, он получит несколько номинаций на Оскар. Фильм о религиозном движении саентологической церкви в Америке и его основателе Роне Хаббарде. Но на самом деле в "Мастере" ни разу не звучит его имя и название общества. Как по мне, кино про не типичную любовь между двумя мужчинами. В то же время речь не идет о гомосексуальных отношениях. В ленте играет Хоакин Феникс. Изображает моряка, жизнь которого пошла наперекосяк. Играет чрезвычайно круто. Кажется, что здесь пахнет наградой за лучшую мужскую роль. Феникс доказал, что сейчас является одним из лучших современных актеров. Такое впечатление, что он после съемок фильма не вышел из образа. Его поведение на пресс-конференции было настоящим перфомансом. От Хоакина невозможно было отвести глаз. Хотя он только сидел и курил, по-художественному выпуская дым в потолок. Выходил из зала, потом возвращался. За все время пресс-конференции он сказал единственную фразу "Я не знаю".
Из-за ленті "Рай. Вера" Ульриха Зайделя на фестивале разразился скандал. Фильм о психозе вокруг религии. Режиссер с юмором изображает захват верующих ритуалами и христианскими символами, в частности, распятием. Поэтому ревностные католики устроили митинг против ленты и подали в суд на Зайделя. Обратились к властям Венеции, чтобы они как-то повлияли на режиссера. В 1998-м здесь тоже протестовали против ленты Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа".
Не могу не вспомнить фильм Терренса Малика "Для восхищения". Сильная работа. Хотя после показа ленты осталось много не довольных. В фильме Малик поднимает те же вопросы, что и в предыдущем "Дереве жизни". Они очень похожи, только другие актеры играют. Разница между съемками двух лент - 15 месяцев. Таких коротких промежутков между работами у Малика еще не было. В лучшем случае он снимает раз в 5 лет. Его сейчас волнуют темы отношений между людьми, между человеком и Богом. В "Для восхищения" главные роли сыграли Ольга Куриленко и Бен Аффлек. Герои встречаются в Париже, влюбляются. Это автобиографическая лента. Режиссер в середине 80-х познакомился в Париже со своей будущей женой, перевез ее в Америку. Их брак продлился до 1998-го. В фильме пара расходится менее, чем за год. Куриленко просто разговаривает большую часть фильма. Шепчет на французском какие-то слова. Иногда говорит на русском с легким акцентом, поет колыбельную. Сюжет ленты можно чуть-чуть проследить. История не имеет диалогов как таковых, действие - за кадром. Не думаю, что Куриленко выдающаяся актриса современности. Но Терренс слишком сильный режиссер. Даже холодильник хорошо будет играть в его фильме.
Какая атмосфера на кинофестивале?
- Очереди на фильмы были километровые. Люди часами стояли, чтобы попасть на ленту. Страшные очереди были на фильм "Пьета" Ким Ки Дука. В нем рассказывается об отношениях между мужчиной и женщиной в современной Корее. Я попал на фильм только с третьего раза. Людям в последний момент говорили: "Извините, зал полон, больше людей пустить не можем". Такое случается. Надо быть готовым, что на показ можно не попасть. Вряд ли Венецианский имеет особые изюминки, которые отличают его от других. В этом году директор фестиваля решил сократить количество конкурсных фильмов, чтобы предоставить возможность журналистам попасть на большинство программы. Часто они не могут уловить главную идею фильмов, потому что постоянно бегают между показами.
Какие жанры и тематика фильмов преобладают в этом году?
- Здесь предпочитают киномоды. Жанр не имеет значения. Главное, какими средствами режиссер раскрывает тему. Фестивали созданы для того, чтобы наблюдать как и куда движется кино. В этом году много фильмов об отношениях и на тему религии.
Что Украине стоит перенять из Венецианского кинофестиваля?
- С точки зрения фестивального менеджмента Одесский кинофестиваль неплохо себя проявляет. Почти все на нем работает, как швейцарские часы. Но нам трудно вступать в конкуренцию с Каннами, Венецией или Берлином. Они имеют огромную историю и авторитет. Венецианский - старейший в мире кинофестиваль. Украина может сколько угодно вступать с ним в бега, но никогда не сможет конкурировать. Кроме того, политическая ситуация в Украине такова, что за рубежом к нам относятся, как к Зимбабве. Можем мечтать, что сделаем когда-то хороший фестиваль и к нам приедут Полл Андерсон и Брэд Питт. Но не стоит думать об этом в ближайшие 10 лет. Нужно нарабатывать базу, традиции, авторитет. Пока надо наблюдать и перенимать чужой опыт.
Комментарии
3