24 ноября во Львове завершился IV Фестиваль современной драматургии "Драма.UA". Одним из самых резонансных спектаклей львовские зрители признали спектакль "Ночь в Афганистане". На фестиваль "Драма.UA" ее привез немецкий режиссер 39-летний Андре Эрлан.
- Это представление об участии немецких войск в афганской войне. Мы, немцы, чувствуем себя некомфортно из-за всех военных действий, где участвовали, - рассказывает Ерлан . - Когда готовили постановку, опрашивали многих участников той войны. Принципиально не показываем спектакль в театре. Для каждого спектакля ищем другое пространство. Важно, чтобы это место было связано с обыденной жизнью людей.
- Храните билеты до конца. Спектакль подвижный, - говорит контролер на входе во Дворец искусств во Львове. В небольшом зале рассаживается около 30-ти зрителей, в основном молодежь. Перед ним выходят трое мужчин и женщина в военной форме. Машут палками, автоматами, отжимаются, тренируются. Между тем по очереди - громко рассказывают о войне на немецком. Сверху на стене транслируют перевод.
- Кто много рассказывает о войне, тот на самом деле ее не видел, - говорит актер. - Когда я вернулся домой, стал молчаливым. Семья начала волноваться, к какому врачу меня отвести. Боялись.
За 40 мин зрителей ведут в другой зал. В небольшой кладовой есть мать и несколько стульев. Зрители рассаживаются на полу. Актеры ходят между ними. Раскладывают спальники в четырех углах. Сцену ночи в Афганистане дают без перевода.
Четверо афганцев громко ссорятся, пьют пиво, дерутся, стреляют. Солдатка прыгает на солдата, имитируют пьяный половой акт. Звонят родителям по скайпу и долго рассказывают о себе. Когда наконец укладываются, в камеру подходит девушка. Говорит шепотом, начинает обнажаться и выставлять в камеру то грудь, то ягодицы, стонет. Солдаты просыпаются, начинают за ней подглядывать. От шума она пугливо бежит к своей кровати.
В четырех углах комнаты актеры начинают мастурбировать под покрывалом. Мужчины - молча, девушка громко стонет. Зрители смущенно улыбаются. Действие проходит в полной тишине. Присутствующие возятся. Кто-то ищет что-то в сумочке. Кто-то осматривает свою обувь, кто-то прикрывает лицо рукой. Неудобная ситуация продолжается. Актеры ускоряют движения. Зрители смотрят в потолок, в пол. Громкий крик женщины солдата завершает сцену. Присутствующие с облегчением вздыхают.
- У меня голова разболелась с того представления, - комментирует зрительница, женщина лет 40. - Полтора часа немецкого крика. Хотелось выйти раньше, но не хотела мешать другим. Показали афганцев с наихудшей стороны. Не понимаю современной драмы. Видно, лирикой и игрой зрителя уже не заманишь. Обнаженное тело - тоже уже не новость. Так заманивают открытыми половыми актами.
Комментарии