Журналисты Европы, Латинской Америки, США и России пишут о творческой акции в Киеве. На бульваре Тараса Шевченко в столице смонтировали шестиметровую лестницу, по которой все желающие поднимаются на постамент, где стоял памятник Ленину.
Металлическую конструкцию разработала мексиканская художница из Гвадалахары Синтия Ґутьеррес, лауреат конкурса фонда "Изоляция".
Со стороны Бессарабской площади и бульвара Шевченко от постамента, где стоял памятник вождю большевиков, расходятся металлические ступеньки. "Что, новый памятник будут ставить? - Интересуется прохожая лет 70, подойдя к толпе. Женщине объясняют, что это уже готовый художественный объект, и лестницей можно пользоваться. Она звонит мужу, чтобы пришел посмотреть.
Со ступенек спускается автор инсталляции, делится впечатлениями. "Поднялась по моей лестнице на постамент Ленина. Так странно, - говорит художница Синтия Ґутьеррес. - Я разрабатывала чертежи, по которым конструировали эти лестницы, рисовала эскизы. Но когда поднимаешься вверх - с постамента Ленина все выглядит иначе. Думаю, именно там стоит подумать о прошлом и будущем - как о своем собственном, так о будущем страны".
Ступеньки смонтированы из металлических модулей, которые я арендовала в Киеве у частной компании. Конструировали по моим чертежам около двух месяцев. Вышли высотой 6 метров 30 сантиметров. 14 июля я их должна вернуть. Слышала, что вместо памятника Ленину одни хотели здесь поставить статую Богородицы, другие - золотой унитаз. Мне кажется, лучше здесь ничего менять. Пустой постамент - самая красноречивая вещь. Он означает гораздо больше, чем любая новая скульптура.
Я хотела бы, чтобы люди, которые сейчас фотографируются на этом постаменте, поняли важную вещь: уроки истории заключаются в том, что каждому идолу, которого поднимают на пьедестал, рано или поздно приходится спускаться на землю.
Как скульптор я знаю, что в создание любого памятника вкладывают много сил, времени и средств. Декоммунизация - вполне логичный процесс для Украины. Но памятники лучше переносить в музеи, а не уничтожать. Главное - достичь изменений не на улицах, а в сознании людей. Прошлое надо не разрушать, а переосмысливать. Тогда и будущее будет строиться не в руинах, а на осмысленном фундаменте".
Седой мужчина просит журналистов перевести его слова на английский. Знакомится с Синтией, жмет руку: "Меня зовут Владимир. Хочу вас поблагодарить за хорошую идею. Удивительно, что у нас никто до этого не додумался, а вам пришлось ехать из Мексики. Когда поднялся на постамент, а потом сошел вниз, почувствовал, будто это машина времени". Оборачиваясь к телекамерам, говорит: "Обязательно всем советую туда залезть, постоять на этих останках прошлого. И там хорошо подумать, что вы хотите оставить позади, а что - забрать в будущее, о котором мечтаете".
От земли до пустого постамента - двадцать металлических ступенек. Наверху - тесная площадка с ограждением, внутри помещается 5-8 человек. Охранники запускают не более четырех человек, просят подниматься только по правой части лестницы, а спускаться - по левой, чтобы никого не задерживать.
"Я бы сюда не поднималась, если бы не нужно было сделать фотографии для репортажа, - говорит журналистка Галина Жовтко, 33 года. - Ужасные ощущения. Для меня это, прежде всего, место, где во время Второй мировой немцы поставили виселицу, на которой показательно казнили заложников. Да и на постаменте, где почти 70 лет стоял каменный Ленин, стоять неприятно. Думаю, здесь лучше поставить небольшой знак, который будет напоминать о памяти людей, казненных фашистами".
Два друга поднимаются на пьедестал в приподнятом настроении, фотографируют друг друга. "Для меня возможность оказаться на месте памятника преступнику - это триумф, почти как тот, что был в 2013, когда его сбрасывали, - говорит 23-летний программист Богдан Дымко. - Это историческая справедливость. Главное, чтобы других памятников здесь больше никаких не ставили".
На лестнице образуется очередь, люди просят тех, кто уже сфотографировался, спускаться. Внизу, у лестницы, размещена табличка с текстом: "Населяя тени - своего рода памятник в процессе строительства, где каждый является частью идентичности, которая меняется с течением времени и с людьми". Надпись, прищурившись, читает скептически настроенный мужчина.
"Я категорически не понимаю этой акции - столько бесплодных усилий на эту лестницу. Я против сноса памятника - И Ленин был нужен, и Сталин, - говорит семинарист из Харькова Ицхак Вильнер, 26 лет. - Если бы мой дед был жив, то он бы взял пистолет и пошел останавливать вандалов, которые сносят эти монументы. Мы должны уважать своих вождей, какими бы они не были".
"А я считаю эту акцию очень полезной, - возражает дизайнер Диана Дмитрук, 47 лет. - Просто свергнуть памятник тирану мало, надо еще и уничтожить его идеологическое воздействие. Поэтому такие проекты нужны. Ленин никогда в Украине не был и никакого отношения к нашей стране не имеет. Это его правительство объявило войну УНР, это под его руководством в Украине установили коммунистическую диктатуру, на его совести - жертвы, голод, разрушения. Как можно говорить о ценности этого монумента?"
"В Мексике также случаются конфликты, связанные с разным видением прошлого, - комментирует автор инсталляции. - Есть уникальные архитектурные памятники - пирамиды древних племен, населявших наши территории. Сейчас на этих пирамидах просто наверху почему-то строят церкви. Современные памятники у нас тоже иногда демонтируют и повреждают. В Гвадалахаре около 40 лет назад в памятник воину - большую скульптуру вооруженного солдата - заложили взрывчатку. Монумент не уничтожили полностью, а со временем власть его восстановила.
Также периодически памятник Диаса Ордаса, бывшего президента Мексики, обливают красной краской. Это происходит по утрам 2 октября, в день памяти студентов, погибших в 1968 году. Тогда полиция подавила мирный студенческий протест в Мехико, расстреляв более 200 человек. Красные подеки на каменном лице Ордаса - это напоминание нынешней власти: мы помним об этой трагедии и хотим, чтобы подобного в нашей стране больше никогда не случалось".
Трехметровую фигуру Владимира Ульянова из красного полированного гранита установили на бульваре Шевченко 5 декабря 1946 г. На постаменте высечены слова вождя большевиков о том, что о свободной Украине не может быть и речи без единства действий "пролетариев великорусских и украинских". Практически ровно через 67 лет, 8 декабря 2013 памятник Ленину снесли участники Евромайдана, после чего по Украине прокатилась волна "Ленинопада", а в 2015 началась декоммунизация на законодательном уровне.
"В целом, по всей стране уже демонтировано 1224 памятника Ленину и 217 - другим большевикам (самовольно и через органы власти), - говорит Павел Подобед, 28 лет, начальник отдела Украинского института национальной памяти. - по Украине лидерами легитимного демонтажа всех большевистских памятников является Харьковская, Полтавская, Запорожская, Днепропетровская области.
Остается еще как минимум еще 500-900. Больше всего памятников Ленину осталось в оккупированном Крыму - 139 монументов, а также в Донецкой и Луганской областях (как на оккупированных, так и на подконтрольных территориях): 94 монументы в Луганской и 89 в Донецкой.
Также 61 памятник Ленину остается в Запорожской области, 20 в Харьковской, 41 в Одесской, 31 в Полтавской, 31 в Херсонской, 26 в Киевской, 14 в Днепропетровской 20 в Сумской. По меньшей мере, один памятник Ленину остается в Киеве, на территории одного завода. В Харькове стоит еще 16 монументов. Кроме памятников Ленину, по Украине остается еще более 1000 памятников другим большевистским деятелям - преимущественно в маленьких населенных пунктах. Цифра приблизительная, поскольку из многих регионов сведений не поступает".
Инсталляцию на бульваре Шевченко можно посетить с 8 до 20:00. После 14 июля лестинца будет демонтирована.
Комментарии
1