суббота, 21 мая 2022 16:35

"Люди, которые были в блокадном Мариуполе, прошли семь кругов ада", - режиссер Лиза Татаринова

В Киеве представили фильм "Мариуполь. Хроники ада" режиссера Лизы Татариновой. Документальная картина базируется на рассказах очевидцев, переживших оккупацию и выехавших из города. Первым героем стала мариупольчанка Надежда Сухорукова. Женщина вела дневник-воспоминания в фейсбуке. Всего в картине 11 героев. Авторы записали более 11 часов интервью. Команда волонтеров сняла и смонтировала картину за 4,5 недели. Фильм начинается с кадров довоенного Мариуполя - показывают исторический центр города, площадь Свободы с самым большим в Европе фонтаном, инсталляцией с проекторами в форме голубей - птицы символизировали все регионы Украины с полуостровом Крым. Площадь изуродовали россияне, нанося по городу ракетные удары. По предварительным подсчетам, за неполные три месяца полномасштабной войны в Мариуполе уничтожили около 90 процентов застройки. От постоянных обстрелов, авиабомб и нехватки пищи, воды и медикаментов, переохлаждения - в блокадном Мариуполе погибли более 20 тысяч мирного населения. Тысячи людей стали жертвами принудительной депортации в Россию. Картина "Мариуполь. Хроники ада" рассказывает об антигуманных условиях, которые пережили и до сих пор продолжают переживать жители Мариуполя. В оккупированном городе и сейчас остаются люди.

Gazeta.ua поговорили с автором идеи, режиссером Лизой Татариновой о том, как создавалась картина, как ее воспринимают в мире, и личном восприятии трагедии Мариуполя.

Первые недели войны я, как и большинство коллег, занималась новостями, а параллельно пыталась найти достоверные данные о ситуации в Мариуполе. Ежедневно почти круглосуточно просматривала все источники информации, телеграмм-каналы. Уже тогда стало очевидно, что в Мариуполе происходит что-то страшное. Но этой информации было очень мало. Город остался без связи еще в начале марта, но оттуда все-таки доходили данные о том, что жители живут без света, воды, пищи в полной блокаде. Люди остались без возможности оттуда уехать, под круглосуточными обстрелами. Уже тогда было понятно, что это ад, но мы не могли постичь его масштабы.

Идея фильма возникла в середине марта, когда из Мариуполя начали уезжать первые люди, которым удалось оттуда вырваться. Начали появляться их посты в соцсетях, на Facebook. Писали о том, что там происходит. Самые первые интервью или посты, которые появлялись, были короткими - 2 минуты, полторы. Мне было очень жаль, что эти коротенькие рассказы не показывают масштабов трагедии, всего произошедшего в городе за полтора месяца. Решили, что мы должны попытаться собрать общую картину преступления России против мирного населения Мариуполя и донести это миру. Для нас прежде всего важна была зарубежная аудитория. Потому что в Украине Мариуполь нам всем болел, а за границей люди плохо представляли, что происходит. А в городе творились такие вещи, в которые просто трудно поверить, представить, что такое может происходить в Европе в ХХІ веке.

Решили, что мы должны попытаться собрать общую картину преступления России против мирного населения Мариуполя и донести это до мира

Героев картины снимали в разных городах. Мы поехали в Одессу, снимали в Кропивницком, Днепре, Запорожье. В эти города выехали люди из Мариуполя. С самого начала, когда начали искать героев - обзванивали знакомых, спрашивали у коллег-журналистов, тех, кто родом из Мариуполя. Искали через общих знакомых, через соцсети. Некоторые отказывались говорить - в Мариуполе на тот момент у многих оставались родные, боялись им навредить. Некоторые не хотели переживать заново этот ужас, который пережили там, из которого вырвались. Некоторые соглашались. Так получилось, что больше половины героев - профессиональные журналисты. Понимают, зачем это нужно говорить и почему это важно. Сначала находить героев было тяжело, но когда были уже в Днепре или в Запорожье - люди сами нас находили, просили телефоны - говорили, что они хотят говорить, должны это рассказать. Многие считают, что теперь это их обязанность, говорить и кричать миру о том, что на самом деле творится в Мариуполе. Стремились использовать все возможные средства, чтобы другие люди поняли, что в городе происходит настоящий геноцид.

Сначала находить героев было тяжело, но когда были уже в Днепре или Запорожье - люди сами нас находили, просили телефоны - говорили, что они хотят говорить, должны это рассказать

Виды мирного Мариуполя, которые есть в фильме, снимали летом для другого проекта. Этой группой, которой делали картину, - были в Мариуполе в августе 2021-го. Увидели город летным, красивым, гостеприимным. Когда начали появляться видео, что с ним сейчас, это стало очень личной историей, болью.

Автор: Facebook
  Лиза Татаринова – украинская журналистка. Работала на телеканалах "1+1", "К1". Руководитель "ТТВ-Студии", в наработке которой документальные ленты "100 дней над пропастью", "Украина. Эволюция достоинства", "Одесская трагедия". Стала автором идеи и режиссером картины о блокадном Мариуполе. Картина состоит из показаний мариупольцев, переживших блокаду и уехавших из города. Стал одним из первых, показавших трагедию города, разрушенного россиянами. Фильм 18 мая был презентован в Киеве. Планируют показать в Эстонии, Канаде, Польше. Картину уже показали на Тайване.
Лиза Татаринова – украинская журналистка. Работала на телеканалах "1+1", "К1". Руководитель "ТТВ-Студии", в наработке которой документальные ленты "100 дней над пропастью", "Украина. Эволюция достоинства", "Одесская трагедия". Стала автором идеи и режиссером картины о блокадном Мариуполе. Картина состоит из показаний мариупольцев, переживших блокаду и уехавших из города. Стал одним из первых, показавших трагедию города, разрушенного россиянами. Фильм 18 мая был презентован в Киеве. Планируют показать в Эстонии, Канаде, Польше. Картину уже показали на Тайване.

Нельзя сказать, что какая-то история поразила больше всего. Там поражает все. История о потере отца не может болеть сильнее, чем история о потере ребенка. Нужно понимать - что каждый из мариупольцев, кто выехал и спасся - потерял кого-то из близких. Это история о потерях, о войне, но история Мариуполя поражает еще и тем, что люди два месяца жили в условиях, которые трудно даже описывать. Как можно было представить себе полгода назад, что люди, чтобы выжить, будут набирать воду из луж, есть голубей и собственных собак. И при этом всем у них не было не просто благ цивилизации - у людей не было ни пищи, ни воды, ничего, рисковали умереть страшной медленной смертью от голода. А вокруг - круглосуточные обстрелы, от которых негде спрятаться. Это больше напоминало сюжет из фильма ужасов. Все люди, с кем мы общались, отмечали, что в Мариуполе не было ни одного безопасного места. Даже те большие шелтеры, которые были созданы в городе, где прятались люди - бомбили в первую очередь. Речь не только о Драмтеатре, слышали многие истории, когда россияне умышленно уничтожали бомбоубежища. И при этом город был заблокирован - и уехать из него невозможно. Истории тяжело даже слушать - не представляю, как такое можно пережить.

Это история о потерях, о войне, но история Мариуполя поражает еще и тем, что люди два месяца жили в условиях, которые трудно даже описывать

Люди, которые были в Мариуполе во время блокады - прошли все семь кругов ада. Попробовали это показать. Как можно сказать, что одно страшнее другого?

Но в то же время это история о любви. Все рассказы - ужасающие, но они полны любви к своему городу. Это сложно объяснить. Люди пытаются сдержать эмоции, когда речь идет о потере близких, родных, но не могут сдержаться, когда заходит речь об их разрушеном городе, которого больше не существует. Но вместе с тем они надеются вернуться. Это тоже поражает. Такие вещи можно понять разве что пройдя сквозь этот ад, сквозь войну. Это в целом смена парадигмы, ценностей. Также история блокады Мариуполя - о героизме, который проявляется в очень привычных, бытовых вещах. Ежедневный героизм.

Чем больше говорили с людьми - тем больше понимала, что должны дальше работать, фиксировать преступления, которые совершает Россия против мирного населения. Не верю, что журналист должен быть отстранен от ситуации. Если ты не пропустил историю через себя, не прожил ее как собственную, не пережил вместе с героями эту боль - не сможешь рассказать историю, которую услышит зритель. Если ты прожил это лично - зритель воспримет это так же лично. Не верю в отстраненную констатацию фактов. Мне тяжело от этого отвлечься.

Иностранные коллеги спрашивали, почему мы не представили героев, не рассказали, кто из них кто, какой бэкграунд. Объясняла, что в этом фильме нет протагонистов, к чему мы привыкли. Единственный герой этого фильма - это, собственно, город Мариуполь. Все остальные персонажи просто рассказывают о том, что с ним произошло. Применили художественный прием - в течение фильма к зрителям обращается лирический герой, олицетворяющий Мариуполь. Усиливает то, что видим.

Под фильмом написала бразильская девочка, сказала, что хочет перевести "Хроники ада" на португальский язык, чтобы его увидели в Бразилии

Получаем фидбек от коллег, уже есть несколько публикаций в европейской прессе. Иностранные СМИ обращаются за комментариями. На BBC рассказали о нашем фильме - его заметили. Признательны, что иностранные каналы попросили у нас права на показ. Картину показали в Тайване, на этой неделе покажут в Канаде, на главном канале Эстонии. Мне очень ценно, что на странице появляются комментарии от иностранных зрителей. Так, под фильмом написала бразильская девочка, сказала, что хочет перевести "Хроники ада" на португальский язык, чтобы его увидели в Бразилии. Девушка из Италии - Роберта собирается перевести картину на итальянский, чтобы показывать в своей среде. Ценно, что люди, не имеющие никакого отношения ни к медиа, ни к Украине - пишут, их затрагивает, предлагают помощь с распространением, с переводом. Надеюсь, что эта народная дипломатия принесет свои плоды.

Выехавшие из Мариуполя люди пишут комментарии. Получили многие отзывы на Youtube именно от местных. Когда выложили фильм в свободный доступ, понимали, что сейчас набегут толпы российских ботов. Будут, как всегда кричать: "Вы все врете. Это все актеры". Мы готовились к тому, что нам придется чистить комментарии, это займет определенный кусок времени, ресурс. Они, конечно, набежали, но начали быстро исчезать. Ибо на один комментарий российского бота сразу приходили с десяток мариупольцев, которые с ними спорили. Говорили: "Мы - мариупольцы. Мы знаем, что там происходит, и это все правда". Мы даже в какой-то момент поняли, что эти боты почти исчезли. Когда на одного бота приходило 5-10 мариупольцев - им становилось тяжело. Все комментарии от жителей Мариуполя - благодарность, что о них рассказывают. Люди благодарят за то, что журналисты, медийщики делают все, чтобы в мире услышали голос Мариуполя, чтобы о нем не забывали.

На один комментарий российского бота сразу приходили с десяток мариупольцев, которые с ними спорили. Говорили: "Мы - мариупольцы. Мы знаем, что там происходит, и это все правда"

К сожалению, есть еще другие города, о которых хотели бы рассказать в "Хрониках ада". Собираемся продолжать проект. Сознательно ограничились тем, что не рассказываем о комбатантах. О героизме наших военных, волонтеров и так много сказано, много будет сказано, многие снимают их для отдельных проектов. Для меня важно было показать именно преступления, которые совершает Россия против мирного населения. Это нарушение всех мыслимых правил ведения боевых действий, не война - это геноцид. Это преступления без срока давности, то, за что должны отвечать на международном трибунале в Гааге как военные преступники. Сейчас мы должны на эту тему постоянно говорить, постоянно напоминать всем в этом мире о вине россиян. Как сказали наши герои - и я разделяю их мнение - не верю в историю о единственно виновном Путине, кремлевской верхушке. Преступления против мирных людей, против детей совершают все россияне. Я считаю, что это коллективная ответственность российского народа. Об этом должны постоянно напоминать. Не имеем права забывать это преступление.

Сейчас вы читаете новость «"Люди, которые были в блокадном Мариуполе, прошли семь кругов ада", - режиссер Лиза Татаринова». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі