Гипсовые скульптуры Гомера и Сократа изрыгают красную жидкость. Так выглядит работа литовского художника Римаса Сакалаускаса с использованием 3-D технологий. Произведение представлено на фестивале Kyiv Art Week, который проходит в Киеве до 27 мая.
"Только что показал эту инсталляцию Виталию Кличко", - говорит куратор программы Константин Дорошенко. "Работа посвящена современному популизма, пост-правде. Это то, чем занимаются политики и СМИ. Сегодня мы перенасыщены информацией, и это позволяет любую идею, чушь или манипуляцию вложить в уста авторитета, ссылаться на Сократа или Ницше. И никто не возьмется проверить, действительно ли он такое написал. Мне показалось, что Кличко смотрел с интересом."
Произведения литовских и украинских художников объединили названием "Ужупис: ответственность за свободу". Фото-работа Валерия Милосердова сразу привлекает внимание зрителей. На ней советские паспорта нахромлены на железную арматуру.
"Это фото баррикады у Литовского парламента", - объясняет Дорошенко. "Когда литовцы первыми в 1991 году объявили, что выходят из состава Советского Союза, они начали уничтожать свои паспорта и военные билеты. Тогда это считалось преступлением. Литовцы кровью заплатили за свою свободу, первыми решились бросить вызов советскому монстру. Литва очень прониклась украинскими проблемами, когда началась война на Донбассе. Нам свойственно равняться на Германию, Францию, но это страны с совершенно другой историей. Логично смотреть на наших соседей, имеющих те же травмы. Республика Ужупис это уникальный пример того, что называется джентрификации (обновление зданий в непривлекательных районах города - прим.) В Вильнюсе был люмпенизированный район - там жили люди, которые отсидели в тюрьмах, пьяницы и тому подобное. Никто не хотел снимать там жилье, потому что район был неприятный и заброшенный. Но понемногу там начали появляться литовские художники, дизайнеры, музыканты, потому что недвижимость была дешевая. После 20 лет это один из самых дорогих районов Вильнюса. Важно понять, что туда не пришли люди с мешками денег, выкупили землю, выгнали всех. Художники оставили жителей, они находили с ними общий язык. У наших художников тоже были попытки преобразить депрессивные районы. Литовцам это удалось, поскольку имеют терпение. Они более медленны и сдержанны, чем мы, но понимают, что не все решается нахрапом. Мы значительно более эмоциональны и нам не хватает толерантности, понимания, что другой человек имеет право быть другим, даже если мы осуждаем его образ жизни."
В Киев также привезли несколько арт-объектов художницы Северии Инчираускайте-Кряунявичене. Она известна своим сотрудничеством со стрит-художником Бэнкси. "Северия сделала серию работ, посвященных событиям в Украине, - рассказывает Константин. "Она собрала большое количество военных касок, начиная со времен Первой Мировой войны и заканчивая войной в Донбассе, и сделала на них вышивку по металлу. То есть, настоящие артефакты расшила цветами. Таким образом протянула нить связи - ровно сто лет войны в Европе от 1914 до 2014 На выставке зрители могут увидеть ее произведение "With love from". Это гильза от бомбы времен Первой Мировой войны, и на ней вышиты цветы и надпись "With love from" - "С любовью от". Именно тогда появилась циничная традиция на бомбах оставлять надписи, как на открытке. Это очень глубокая работа с историей и памятью."
Комментарии