18 апреля 1928 года в газете "Правда" вышла статья писателя Максима Горького "О музыке толстых". В ней он называл джаз - "музыкой для толстых" - то есть, для буржуазии.
"...Вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек - раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту-две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом. Это радио утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это — музыка для толстых", – писал Горький.
После Горького критики друг за другом очерняли джаз. "От саксофона до ножа - один шаг", "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь" - самые известные высказывания.
С началом "холодной войны" джаз запретили окончательно. В 1948 году вместе с оперой "Великая дружба" Вано Мурадели его обвинили в "формалистическом направлении, чужом советскому народу" - и поставили на джазе крест. Американских артистов безжалостно критиковали за пошлость и распространение буржуазных ценностей. Под запрет попали некоторые музыкальные инструменты, связанные с западной музыкой, например, шестиструнная гитара и саксофоны. В историю советского джаза этот период вошел как "эпоха разгибания саксофонов". К середине 1970-х в Советском Союзе вообще не преподавали игру на саксофоне. Обучали только игре на кларнете. Тех, кто любил саксофон и слушал джаз, приравнивали к диверсантам, подрывающим культуру.
Летом 1957 года в СССР прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые подняли "железный занавес" и впустили в страну "музыку толстых". Джаз начал развиваться в Союзе.
Комментарии