В Киеве закончился XI Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица. С 17 по 27 апреля исполнители из 13 стран боролись за звание лучших. Победу одержал пианист из Южной Кореи Ким Джунхи. Вторую и третью премию получили украинцы Дмитрий Чони и Александр Леонов. На четвертом месте Лань Байчау из Китая. Пятое место занял белорус Денис Линник и шестое - украинец Станислав Гуминюк.
Ежегодно пианистов судит международное жюри самого высокого уровня. В этом году в состав жюри вошли Мария Муравская (Польша), Норма Фишер (Великобритания), Авададжин Пратт (США), Франческо Либетта (Италия), Николай Сук (США) и Йожеф Ерминь (Украина). Возглавил жюри украинский композитор Олексанлдр Злотник.
Норма Фишер судит конкурс Горовица не первый раз:
- Уровень этого конкурса очень высок. Но в этом году параллельно с ним в Тель-Авиве проходит фортепианный конкурс имени Артура Рубинштейна, поэтому часть сильных исполнителей поехала туда.
- На меня большое впечатление произвел китаец Лань Байчао, который играл во втором туре Прокофьева - признается Йожеф Эрминь. - Это феноменально: в таком возрасте играть в таком экстремально медленном темпе эту главную тему очень сложно. Такое впечатление, что он здесь учился - насколько близки ему эти образы - вся эта былинная сфера Прокофьева.
Украинские исполнители во многом превосходят своих зарубежных коллег. Однако украинская школа все еще более ориентована на ритмичную, "поэтическую", игру. Зато за рубежом пианисты осваивают речитативную игру, которую можно сравнить с прозой - говорит Йожеф Эрминь:
- Разница особенно заметна в исполнении барокковой музыки, особенно Баха, и классической музыки - Гайдна или Моцарта. Западные исполнители имеют больше понимания артикуляционных моментов барочной музыки. У наших же музыкантов есть определенные проблемы с артикуляцией, фразировкой в классической музыке, и особенно в барокковой. Но что касается мастерства, технической подготовки, школы, то наши музыканты не уступают абсолютно зарубежным. В целом же в наших пианистов немножко романтический подход к классической музыке. Хотя те из наших, которые учатся на западе, уже по-другому это играют. Артикуляция - это проблема фразировки, штриха. Это язык этой музыки. Как в языке есть запятые, тире, так и в музыке. Наши музыканты играют больше ямбами и хореями. В иностранцев - более речитативная игра, прозаическая.
Уже несколько лет подряд саміе сильные артисты на конкурс приезжают из Южной Кореи и Китая. Этот всплеск - естественный результат работы с детства - говорит председатель жюри Александр Злотник:
- На сегодняшний день в Китае 25 миллионов детей до 10 лет играют на фортепиано. Япония, Китай, Корея ставят на первое место воспитание у детей духовности. Поэтому мы видим результат. Китайцам присуща больше техничность, а корейцам - эмоциональность. Но иногда совпадает и то, и другое в одном исполнителе. Наивысшую оценку корейцу Киму Джунхи поставили все члены жюри. Он завоевал ее выполнением Третьего концерта Рахмининова.
Если произведение выполняют более 50-ти лет, оно становится классикой, и судьи оценивают также традицию его выполнения. Если пианист играет младшие произведения - оценивают больше мастерство исполнителя и его школу. Ведь свою исполнительскую школу имеет каждая страна.
За неделю соревнований не все члены жюри могли осмотреть Киев. Однако это сделал итальянский гость Франческо Либетта.
- Я был вУкраине всего четыре раза - до сих пор во Львове и Одессе. Сейчас в Киеве впервые так надолго. Когда я приехал сюда впервые, имел смешанные чувства. Представлял все здесь для себя экзотическим, русским. Когда же попал сюда, был поражен. Я из южной Италии. Живопись в моем регионе именно такая, какую я увидел в Святой Софии и Киеве. Это дает мне странное ощущение, будто я приехал домой, где не был в течение многих лет. Очень странно - потому что здесь все новое и знакомое одновременно.
Конкурс молодых пианистов имени Владимира Горовица проводится в Украине с 1995 года. Он единственный среди украинских музыкальных соревнований, которое входит во Всемирную федерацию музыкальных конкурсов.
Комментарии