В Европе есть фонды, которые дают возможность музыкантам поиграть на инструментах стоимостью в миллионы долларов. Есть конкурсы, спонсорские программы, на которых можно побороться за эти инструменты.
Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал скрипач, композитор 30-летний Александр Пильчен. Он родом из Одессы. Окончил Московскую консерваторию. Живет и учится в Германии. С ним говорим о скрипки Страдивари, талант и концерт классической музыки, в котором помогал Telegram-бот.
- Два века назад плохого музыканта забрасывали яйцами или помидорами. Теперь зритель может разве уйти с концерта. Никакого взаимодействия с артистом. Я решил подготовить концерт, в котором зрители могут высказывать пожелания к игре в мобильном приложении Telegram, - говорит Александр Пильчен. Во Львовском органном зале совместно с Ukrainian Festival Orchestra он представил 2 программы: концерт для барочной скрипки и концерт для ансамбля, публики и телеграмм-бота.
Как это работало?
- В концерте принимали участие 11 музыкантов. Для каждого я написал по 11 фрагментов. Зрители через мобильное приложение могли выбирать музыканта и фрагмент, который хотели услышать. Руководству Органного зала так и говорил: "Все сидят в телефонах. Почему нам это не использовать?" Концерт не принес прибыли. Но дал возможность слушателям приобщиться к искусству.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Когда жене осталось жить месяц, решил сделать хоть что-то, что облегчит ее страдания
Классической музыкой можно зарабатывать?
- Ни один симфонический оркестр в Европе не отражает расходы за концерт. Классическая музыка нерентабельна. Привлекаются деньги меценатов, средства государства и фондов.
В Украине талантливые музыканты часто выезжают за границу. Там могут построить успешную карьеру и получить признание. В конце концов, там платят деньги. Поэтому в нашем обществе стереотипное видение музыканта: либо он бедный, или живет за границей.
Играл по 4-5 часов в день. Когда получалось плохо - 6-7
А вы как стали музыкантом?
- Первое, что сделал отец, когда я родился - посмотрел на мои мизинце. Они были достаточно длинные. Считается, что люди с короткими мизинцами не могут достичь мастерства в игре на скрипке. Но это не так.
Моя образование началось в 5 лет. Отец - хормейстр. Мама - преподаватель игры на скрипке. Я начал с фортепиано. Меня 7-летнего отдали в специализированную музыкальную школу имени Столярского в Одессе на скрипку. Играл по 4-5 часов в день. Когда получалось плохо - 6-7. А в 11 лет увлекся гитарой. Пошел в обычную музыкальную школу, потому что в специализированной гитары не было. Первое, что сказал мне учитель - отрастить ногти, чтобы легче перебирать струны. Из-за этого начались проблемы с игрой на фортепиано: там ногти должны быть короткими.
Лишь в 19 понял, что получаю истинное удовольствие от игры на скрипке. Поступил в Московскую консерваторию. Окончил факультет исторического и современного исполнительства. Продолжил учиться в консерватории Университета Тромсе в Норвегии. Сейчас живу в Германии, совершенствую свое мастерство в консерватории города Троссинген.
Как можно детей заинтересовать классической музыкой?
- Если родители хотят, чтобы ребенок играл Баха, Моцарта, Бетховена, начинать надо с детских лет. Развивать технику и музыкальный слух.
Я начинал в 5, и это поздно. Сейчас с детьми занимаются с 3 лет.
К музыке надо иметь талант? Каждый может развить мастерство?
- Есть понятие абсолютного слуха. Это способность познавать и воспроизводить высоту любого звука. Но есть и другое измерение таланта - это техника. Например, сыграть "Каприс" побеги без всякого фальшивого звука. Этого можно научиться, как и писать музыку. Талант - это понятие времени и усилий. Наконец, если не удается играть Шуберта, попробуйте себя в этнической или современной музыке.
Є інший вимір таланту - це техніка. Наприклад, зіграти "Каприз" Пагінні без жодного фальшивого звуку
Чем отличаются подходы к обучению в странах, где вы учились?
- В Московской консерватории сразу оценивают твою игру - это хорошо, это плохо. Так и в Украине. В Норвегии никто не скажет "это плохо" о твоем творчество. Каждый занимается тем, чем хочет. Поэтому многие студенты в Тромсе играют действительно плохо. Но там развиваются и мощные музыканты. Сказал, что хочу последний экзамен сыграть на барочной скрипке. Хотя это не был мой основной предмет. Мне разрешили. А в Москве с этим всегда были конфликты.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Это принадлежит всем: музей выставил в открытый доступ 25 тысяч изображений
В Германии учусь как скрипач барокко. Это удобная страна. Когда кто-то говорит "плохо", то обязательно найдется тот, кто скажет "хорошо". Если не находишь куратора в своем университете, можешь найти в другом. Когда кто-то менял преподавателя в Москве, обижались, злились.
Правда ли, что музыканты, которые овладели скрипку, с легкостью могут играть на любых инструментах?
- Странное утверждение. Я играю на скрипке, немного на фортепиано и гитаре. Конечно, я знаю нотную грамоту, понимаю, как работают определенные законы в музыке. Но не смогу сесть и сыграть на других инструментах. Мне придется учиться.
В школе в Одессе были стереотипы, вроде духовики тупее, чем пианисты или скрипачи. Этот бред могу объяснить историческими обстоятельствами. 20 лет назад в Украине школа духовиков была не такой сильной, как скрипачей или пианистов. Но время не стоит на месте. В музыкантов, работающих над мастерством, есть возможность поучиться за рубежом.
Найдорожчу скрипку купив за $300 на ринку в Одесі. Хоч справжня її ціна - $10 тис.
Какое значение имеет инструмент для успеха музыканта?
- Скрипку, на которой выполнял барочный концерт во Львовском органном зале, одолжил. У меня их 7. Первая была из обычной немецкой фабрики. Родители нашли ее в комиссионном магазине в Одессе. Самую дорогую скрипку купил за $300 на рынке в Одессе. Хотя настоящая ее цена - $10 тис. Продавец не понимал ее ценности.Сейчас с помощью мастеров переделываю ее в барокко.
Инструмент важен. Можно блестяще выполнять на простой скрипке. Но выиграть конкурс музыкального мастерства с ней не получится.
У меня нет стремления иметь дорогой инструмент в коллекции. Деньги скорее использовал бы на какую-то инсталяцию, презентацию своего искусства. Но если бы в моем расписании завтра был сольный концерт в Карнеги Холл в Нью-Йорке, задумался бы, где взять хорошую скрипку. А может, потому, что не имею Страдивари - уникального инструмента одного из лучших мастеров XVII в. итальянца Антонио Страдивари, - поэтому нет и концерта в Карнеги Холле.
Уроженец Одессы Давид Ойстрах играл на Страдивари. Ее подарила королева Бельгии Елизавета. В музыкальных кругах говорят, что и скрипка стоит более $700 тис. Получил он ее после победы на Международном конкурсе скрипачей Эжена Изаи в Бельгии, 1937-го.
Чем отличается барочная скрипка от обычной?
- В XIX в. больше людей начали интересоваться культурой. Концертные залы были переполнены. Нужно было менять и инструменты. Скрипки открывали, заменяли шейки, пружины, заменяли жильные струны на металлические. Инструменты становились более громкими. Барочные скрипки - значительно тише. Звук у них более мягкий.
В наше время оригинальных барочных скрипок осталось мало. Но если удастся найти оригинал не переделанной в XIX в. Страдивари, она не будет стоить и $100 тис. А переделана - более $3 млн. Из-за большого спроса на обновленные инструменты.
Скрипки открывали, заменяли шейки, пружины, заменяли жильные струны на металлические. Инструменты становились более громким
Сколько времени нужно привыкать к новому инструменту?
- У меня на это уходит неделя. Некоторые музыканты тратят месяцы. Бывали случаи, когда скрипачи готовились к мировым конкурсов, занимали хорошие инструменты, но за неимением времени их выступления были провальными. Инструменты реагируют на погоду. Несколько лет назад у меня был концерт на Тайване. Было жарко и влажно. Мой инструмент перестал звучать. Купил специальную капсулу, которую погрузил в воду, а потом поставил на несколько часов в инструмент. Скрипка начала дышать.
Британский продюсер записал уникальный проект со львовским оркестром.
Комментарии